Партнеры Живи добром

Художник широкого профиля Эль Лисицкий

Советский художник и архитектор Лазарь (больше известен как Эль) Лисицкий представил миру русский и еврейский авангард. Благодаря нему, в архитектуру вошел супрематизм - направление в абстрактной живописи, заключающееся в сочетании окрашенных простейших геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник) и наложенных на плоскость объёмных форм.

супрематизм Лисицкого

На свет Лисицкий появился под именем Лазарь 22 ноября 1890 года в селе Починок Смоленской области. Спустя некоторое время вместе с семьей перебрался в Витебск. Здесь юноша получил азы художественного образования. В Смоленске он закончил Александровское реальное училище, затем продолжил обучение в Дармштадте на факультете архитектуры, который окончил с отличием в 1914 году. Начавшаяся Первая мировая война вынудила Лисицкого вернуться на родину. Однако для того, чтобы устроиться на работу, ему необходимо было вновь отучиться. В 1918 году Лазарь Лисицкий получил образование в Рижском политехническом институте и получил специальность «инженер-архитектор». 

Эль Лисицкий 

Свою карьеру молодой человек начал в качестве ассистента в архитектурном бюро. Был активным деятелем Еврейского общества поощрения художеств. В 1917 году Лазарь приступил к иллюстрации изданных на идише (бытовой и литературный язык германских по происхождению евреев, имеющий в своей основе немецкие диалекты) книг и произведений для юных читателей. Лисицкий придумал марку для киевского издательства «Идишер фолкс-фарлаг», в нем же он создавал иллюстрации для детских произведений.  

В составе экспедиции Лазарь Лисицкий путешествовал по городам белорусского Поднепровья и Литвы. Целью поездок было выявить и зафиксировать памятники еврейской старины. По ее итогу Эль опубликовал в Берлине репродукции росписей могилевской синагоги и свою статью на идише. Она представляла собой теоретическую работу, раскрывавшую особенности еврейского декоративного искусства.

В 1918 году Лисицкий в составе инициативной группы создал в Киеве «Култур-лиге», представляющее из себя художественно-литературное объединение в стиле авангарда. Целью новоявленного объединения было провозглашено распространение нового еврейского национального искусства. В 1919 году Лазарь Лисицкий получил приглашение от Марка Шагала заняться преподаванием в Народном художественном училище города Витебска.

Достаточно много он вложил в создание иллюстраций современной еврейской литературы. Он выделился на этом поприще как один из основоположников стиля авангарда в еврейской книжной иллюстрации. Стиль Лисицкого, склонный к супрематизму, сложился под существенным влиянием Малевича.

В 1920 году в СССР появилось его артистическое имя «Эль». Он приступил к преподавательской деятельности в ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе, а в 1920 вступил в ГИНХУК. В своей мастерской Эль выполнил «Ленинскую трибуну». Лисицкий создал эскизы к опере «Победа над Солнцем», которая так и не была поставлена. 

Ленинская трибуна 

С 1921 года художник жил в Германии и Швейцарии. В то время он обосновался в голландской группе «Стиль».

В рамках своей архитектурной деятельности Лисицкий размышлял над вопросами вертикального зонирования городской застройки в Москве. Им были разработаны проекты «горизонтальных небоскребов». 

Горизонтальные небоскребы 

В 1930-х годы по замыслу художника появилась типография журнала «Огонек». Здание представляло сочетание огромных квадратных и маленьких круглых окон. Оно было похоже на эскиз «горизонтального небоскрёба» Лисицкого.

Наиболее известными для широкой публики стали агитационные плакаты Эля Лисицкого. Плакаты были выполнены им в духе того же супрематизма, например, «Клином красным бей белых!» (1920). 

супрематизм Лисицкого

Лисицкий разрабатывал встроенную мебель. Отметился также и в создании основ выставочной экспозиции. По идее автора, она должна была восприниматься как единый организм. Наглядной иллюстрацией данной идеи стала Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве 1927 года.

Помимо всего вышесказанного Эль Лисицкий занимался еще и фотомонтажом. Его лучшей работой в этой сфере стал плакат для «Русской выставки» в Цюрихе в 1929 году. Плакат демонстрировал циклопическое изображение двух голов, представляющих собой единое целое и возвышающихся над архитектурными конструкциями.

В 1937 году Лисицкий представил фотомонаж, иллюстрирующий принятие Сталинской конституции. Фотомонтаж состоял из тематического цикла четырех выпусков журнала «USSR in Construction».

В 1941 году художник скончался от туберкулеза. Его последним творением стал плакат «Давайте побольше танков». 

Давайте побольше танков 



Анна Некрасова



 

Рекомендуем

Валентина Теличкина. Как нижегородка покорила «дивную» Москву
ВСЕНАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА Сбор новогодних подарков одиноким старикам. #МНЕВАЖНО
Врать умеют и старики («Хороший лжец» реж. Билл Кондон)
Концерт Дениса Мацуева «Джаз в кругу друзей»
Российские прокатчики как спонсоры хорошего вкуса зрителя
Модный эффект Кары Делевинь
Прародитель русской псевдоготики Василий Баженов
Громкие споры вокруг «Тихого Дона»
Супергеройское кино Клинта Иствуда
Дж. К. Джером: жизнь, как она есть