Партнеры Живи добром

Мастер «интимного пейзажа» – Василий Поленов


Василий Поленов – художник, мягкая сила картин которого действует безотказней и вернее, чем самые яркие краски современных рекламных плакатов. Как сумел он раз и навсегда занять почетное место в истории русской живописи, равно как и в сердцах людей?


Талант художника проявил себя в самом раннем детстве. Творческие способности Василия Дмитриевича всегда встречали содействие и поддержку в своем развитии. Родился художник в санкт-петербургской образованной дворянской семье 20 мая (1 июня) 1844 года. Отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был археологом и библиографом. Мать, Мария Алексеевна, была автором детской литературы и занималась живописью. Большое влияние оказала на мировоззрение Поленова и его бабушка, Вера Николаевна Воейкова, которая познакомила маленького мальчика с миром русских народных сказок, поэзией и историей.


Василий Поленов «Христос воскрешает дочь Иаира»


Однако, несмотря на кажущееся отсутствие препятствий на творческом пути Василия Поленова, было в его жизни место и борьбе. Только проходила она не снаружи, а внутри художника: он не сразу решился предпочесть карьеру живописца всем прочим профессиям и по совету отца поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Однако свободное время Поленов предпочитал посвящать обучению в качестве вольного слушателя в Академии художеств, а признание его первых работ («Иов и его друзья», «Христос воскрешает дочь Иаира») окончательно помогло молодому человеку сделать выбор в пользу служения искусству.


Окончив учебу, художник отправился в традиционное путешествие по Европе, в ходе которого создал немало картин в классическом стиле. Однако не эти работы стали впоследствии «визитной карточкой» Василия Поленова, а последовавшие за обоснованием его в 1877 году в родной столице «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». 


Василий Поленов «Заросший пруд»


Первая из указанных картин была особо отмечена на VI передвижной выставке и принесла Василию Дмитриевичу поистине всенародную славу. Теплые, нежные тона и трогательная простота сюжета стали новым словом в искусстве и породили целое направление, так называемый «интимный пейзаж». В 1878 году Поленов примкнул к движению «передвижников» и предпринял путешествие по Оке.


Не только родные просторы вдохновляли Поленова: в 1881 году он посетил Ближний Восток. Из поездки художник привез много набросков и эскизов, которые затем превратились в одну из знаковых работ Василия Дмитриевича – «Христос и грешница». И это было не последнее путешествие Поленова по местам библейских историй – второе, в 1899 году, вдохновило его на грандиозную серию «Из жизни Христа», которая тоже стала событием в культурной жизни.


Василий Поленов "Христос и хрешница"


И все же душа художника принадлежала родным просторам. Давно мечтая поселиться на лоне природы, Поленов сумел осуществить задуманное и в 1890 году приобрел небольшое имение под Тулой. В чудесной усадьбе, построенной по собственному проекту, все способствовало творческому полету и активной работе. Другой страстью Василия Дмитриевича была помощь ближнему своему: он учил деревенских детишек, проводил занятия и делал представления для жителей села в построенном им театре, а свой дом завещал превратить в доступный для каждого музей.


Любимым временем года Поленова было лето, и жаркие июльские дни, когда время, кажется, замирает, он считал «центральными». Именно в один из таких дней, будучи в глубоко преклонном возрасте, Василий Дмитриевич и ушел из жизни. Воля художника была полностью исполнена: после его смерти 18 июля 1927 года усадьба Борок (сейчас – Поленово) стала мемориальным историко-художественным и природным музеем, где до сих пор посетитель может лицезреть полностью сохранившийся интерьер и оригинальные предметы быта хозяина дома.



Татьяна Буланова



 

Рекомендуем

Atelier B by Gala B / FW 2018-2019
Кино. Премьера. «Макбет»
Борец против невежества
В PERMM откроется «Утопия драконов»
Итоги 72-го Каннского кинофестиваля
Праздничная Пасхальная Мистерия в стиле Cимфоджаз. Гала-концерт
Борис Кустодиев: «Я сам удивляюсь своей жизнеспособности»
Кино. Классика. "Полеты во сне и наяву"
Булат Окуджава: олицетворение эпохи
«Щёголи, или Все дело в деталях» - новая выставка в музее «Тульские древности»