Партнеры Живи добром

Реакционер и эстет Александр Бенуа


Русский художник и историк искусства Александр Николаевич Бенуа родился 3 мая 1870 года в Санкт-Петербурге. Фундамент его художественных воззрений и идей был заложен ему еще с детства. Его отец и дедушка были известнейшими архитекторами, в семье также были скульпторы и живописцы. Однако сам Александр Бенуа называл себя самоучкой. 


Александр Бенуа


Старшие учили «побольше писать с натуры», но очень рано Бенуа осознал:


«…Любимые художники в прошлом и настоящем - фантасты.., но только те из них, которым удается быть убедительными посредством какого - то стояния на земле и глубокого усвоения действительности». 


Он не обучался в художественной Академии, получив юридическое образование, а недолгие свободные посещения этой Академии вскоре показались будущему художнику скучными и бесполезными. Бенуа самостоятельно изучал историю искусства и даже создал «общество самообразования», к которому примкнули его друзья-художники Константин Сомов и Лев Бакст. Участники «кружка Бенуа» формировали общие идеи и предпочтения в искусстве и перенимали друг от друга различные умения.


В 1894 году познания в живописи Бенуа были настолько обширны и основательны, что он написал главу в «Истории живописи в XIX веке», тем самым заявив о себе, как о талантливом искусствоведе.


В 1896 году Александр Бенуа отправляется со своими друзьями и товарищами по обществу во Францию. Там он внимательно изучает не только живопись, но и литературу, театральное искусство, которыми чрезвычайно интересовался искусствовед. Среди художников, наиболее близкими ему оказались импрессионисты Моне и Дега. Однако он выбирает для себя иной путь, его работы того времени уже имеют характерный почерк: смело наложенный штрих карандаша поверх акварели придавал работам легкость и воздушность. В это время Александром Бенуа была создана первая серьезная серия работ «Последние прогулки Людовика XIV». Затем он пишет пейзажные картины Версальских парков, в которых воссоздает атмосферу старины.


А. Бенуа «Последние прогулки Людовика XIV


Вернувшись в Петербург Бенуа расширяет свой кружок до объединения «Мир искусства». Он создает выставки художников этого общества и принимает в них своё непосредственное участие. «Мир Искусства» критиковал традиции передвижников и говорил о необходимости создания нового течения в искусстве. В искусстве Бенуа главным видел «художественность» и крайне негативно воспринимал гражданскую живопись. Содержание такой эстетики было понято не сразу и не всеми.


«Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое "эстетство", мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности».


После революции художник продолжил борьбу за развитие искусства и сохранение драгоценных культурных памятников. В 1918 г. Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа и разработал для неё новый удобный план расположения экспозиций. Помимо этого он зарекомендовал себя как талантливый театральный художник и режиссер. С 1913 года Александр Бенуа работал над постановкой и оформлением спектаклей Московского художественного театра. Режиссер этого театра Константин Станиславский доверял Бенуа не только художественную, но и постановочную часть работы над спектаклями: 


«Бенуа оказался очаровательным. Он слушает, охотно идет на всякие пробы, переделки и, видно, хочет понять секреты сцены. Он прекрасный режиссер-психолог и великолепно и сразу схватил все наши приемы и увлекся ими. Очень трудолюбив. Словом — он театральный человек».


Александр Бенуа "Водный партер в Версале"


В 1926 году Александр Бенуа  в очередной раз едет в Париж. Он ещё не знает, что домой больше не вернётся никогда; планов эмигрировать у Бенуа не было. Здесь проходит его персональная выставка, на которой собраны сотни его работ: это и «версали», и пейзажи Крыма, различные этюды, петербургские виды. Его работы с восторгом принимают именитые художники. Он продолжает активную деятельность во Франции, но мечтает вернуться на родину:


«Здесь очень мило, что касается декоративной стороны жизни — но, ох! как неуютно на душе. Как хотелось бы поскорее оказаться снова на берегах Невы».


Однако отсутствие необходимых условий и ухудшившееся здоровье оставляют Александра Бенуа без надежд на возвращение в Россию. Смирившись со своей участью, он стал, по собственному выражению, «невольным эмигрантом». Потрясающий художник и деятель искусства скончался в Париже в 1960 году.



Анастасия Боброва



 

Рекомендуем

Искушения Святого Антония в истории искусств
BLICK'16: "По ту сторону Босфора" реж. Фатих Акин
Почему оживают литературные персонажи. Иллюзия независимого агентства
Кино. Личность. Ксавье Долан
Виль Липатов. Неоправданно забытый
Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского
Маленький народ великого разума. Джон Толкин
Глеб Панфилов. История одного упрямца
Джон Гей: певец народа
Судьбоносные случайности Дмитрия Харатьяна