Партнеры Живи добром

«Сюрреалист – это я!» Сальвадор Дали


Сальвадор Дали


Сальвадор Доменек Феллип Жасинт Дали и Доменек, Маркиз де Пуболь родился 11 мая 1904 года в городе Фигейрос, недалеко от Жероны в восточной части Каталонии в семье нотариуса. Места прекрасные, окружающая природа располагает к тому, чтобы стать художником. Дали всегда гордился тем, что он каталонец, что родился на испанской земле.


«Я благодарен судьбе за две вещи: за то, что я испанец и за то, что я – Сальвадор Дали.»


Говорят, что гениальный человек гениален во всем. Однозначно, так можно описать Сальвадора Дали: график, живописец, скульптор, актёр, писатель, режиссёр, автор перформансов – Сальвадор Дали постоянно создавал и творил. Дали заслуженно можно назвать «королём эпатажа», начиная с самого детства и до глубокой старости эпатаж присутствовал в жизни Дали всегда.


У Сальвадора Дали была сестра и старший брат, который умер от менингита, а родители сообщили пятилетнему Сальвадору, что он – это реинкарнация старшего брата.


Дали с детства отличался умом и сообразительностью, тем временем был очень скандальным, сложно управляемым ребенком. Он пытался добиться своего любыми способами, часто прибегая к скандалам, манипуляциям, попыткам привлечь к себе внимание всех окружающих. Чаще всего подобные манипуляции были направлены на родителей, при этом Дали достаточно сложно вступал в контакт в другими людьми и не умел найти общий язык со сверстниками.


Сальвадор Дали


В молодости Сальвадор приобрёл очень привлекательную внешность: голубые глаза, темные волосы, высокий рост, стильная одежда. Дали любил произвести впечатление на публику и очень нравился девушкам.


«Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию каждый день и час.»


У Дали было много фобий и комплексов – он панически боялся кузнечиков, особенно если кузнечик касался его лица; обладал полным набором сексуальных комплексов, что часто в буквальном смысле отображалось в его творчестве.


Талант Дали проявляется ещё в детстве, а к окончанию школы он уже выставляет свои работы в Фигейроса и Барселоне. 


В 17 лет Дали поступает Школу изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. В этом же году умирает мать Дали, и это ужасное событие становится для Дали большой трагедией. Вскоре после этого он переезжает в Мадрид и живёт в общежитие для одаренных молодых людей.


В это время он знакомится со своими будущими друзьями и коллегами: с режиссёром Луисом Бунюэлем, с которым позже участвует в создании фильма «Андалузский пёс»; Федерико Гарсия Лоркой, в последствии самым большим другом Дали; также Дали начинает знакомиться с работами Зигмунда Фрейда, а позднее становится его преданным пациентом. В 1929 Дали примыкает к группе сюрреалистов, которую организовал Андре Бретон.


Что касается эволюции творчества художника, то она происходила постоянно, сначала под влиянием работ Веласкеса. Дали активно развивается в студенческие годы, познаёт кубизм и дадаизм, в Париже знакомится с Пабло Пикассо, увлекается творчеством Миро. В это же время он впервые встречает Галу, Елену Дмитриевну Дьяконову, свою будущую жену, а в то время жену поэта Поля Элюара. В последствии Гала всю жизнь до своей смерти и после неё играла важнейшее роль в жизни и творчестве художника. Сам Сальвадор Дали отводил ей главное место в своей жизни и судьбе. Гала делила с Дали и роскошь, и нужно, находила покупателей для его работ, убеждала писать более понятные простому зрителю картины, а когда не было хорошего заработка, убедила Дали разрабатывать костюмы и товарные бренды – например, хорошо известного нам персонажа бренда “Michelin” разработал именно Дали.


«Гала – единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Гала я никто.»


Картина «Галатея со сферами», Сальвадор Дали, 1952 год.


Отношения с женой были сложны и очень непохожи на отношения большинства консервативных семей.  У Галы было очень много любовников, в зрелые годы она даже живет одна в своем замке, подаренном ей Сальвадором Дали, в деревне Пуболь. Дали мог посещать её только по письменному приглашению жены, которые она посылала ему в очень красивом конверте.


В конце 30х годов Дали посещает Италию и восхищается произведениями Ренессанса. Под влиянием этих впечатлений в его работах также проявляется больше академизма, появляются правильные пропорции, но сюрреалистические фантазии обязательно сохраняются в сюжетах.


«Пейзаж – это состояние души.»


Картина «Радуга», Сальвадор Дали, 1972 год.


«Я совершенно нормален.  А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах – они ведь показывают точное время.»


Картина «Постоянство памяти», Сальвадор Дали, 1931 год.


«Великие психологи и те не могли понять, где кончается гениальность и начинается безумие.»


Сальвадор Дали умер в возрасте 85 лет 23 январе 1989 в своём родном Фигейросе. По его последней просьбе и завещанию тело художника замуровано в пол одной из комнат театра-музея Дали в Фигейросе.


Дали и Гала


P.S. 

Если прилететь в Барселону, взять там машину и поехать на восток через Жерону ближе к границе с Францией, то можно погрузиться в удивительный мир Сальвадора Дали. 


Тут сосредоточены 3 ключевых места в жизни Дали, каждое из которых находится примерно на расстоянии 30-40 километров друг от друга: 

- Театр-музей в городе Фигейрос, где сосредоточены работы разных периодов, именно тут можно увидеть насколько Дали разнообразен в своем творчестве, как сильно он развивался и эволюционировал в своих работах.


- Дом Дали в городе Кадакес, где они некоторое время жили с Галой вместе. Дом полон секретных комнат, тоннелей и лабиринтов. Дом спроектировал сам Дали. Здесь же находится его мастерская, с картиной над которой работал Дали в тот момент, когда ему сообщили о смерти Галы. Он сразу же покинул мастерскую, дом и больше туда уже не вернулся.


- Замок Галы в деревне Пуболь, где она жила долгое время одна, устраивала приемы и периодически приглашала Дали посетить её.



Анастасия Колокольчикова



 

Рекомендуем

Зловещие двойники ("Мы" реж. Джордан Пил)
Яша Хейфец: дар забытому богом миру
Выставка «Под ветвями цветущей сакуры. Куклы Оно Хацуко»
Как Юрий Богатырёв уходил от реальности?
Тройка, семёрка, крах («Холодный расчёт», реж. Пол Шредер)
Музыкальная сказка в городе искусств: Зальцбургский фестиваль
Кино. Премьера. "Охотники за привидениями"
Эрих Мария Ремарк. Жизнь в цитатах
Кино. Премьера. "Финансовый монстр"
«400 ударов» как переломный момент в развитии киноискусства