Партнеры Живи добром

BLICK'16: "Берлин. Симфония большого города" реж. Вальтер Руттман


В Центре документального кино состоялось открытие фестиваля документального и игрового кино Германии Blick. Организаторы, сотрудники Гёте-Института, подобрали игровые и документальные ленты, в которых находит различное воплощение тема фестиваля этого года «Музыка в кино». Первым фильмом, показанным в рамках программы, стала работа художника и режиссера Вальтера Руттмана «Берлин. Симфония большого города» (1927). В документальной картине режиссер показал, чем живет и дышит город, начиная с раннего утра и заканчивая глубокой ночью.

Перед показом киновед Наум Клейман рассказал о создании фильма. По его мнению, кино никогда не было немым, потому что всегда сопровождалось музыкой, будь то оркестр или пианино. И черно-белая лента 1927 года прямое тому подтверждение. Ее историк кино назвал «зримой симфонией». Партитуру к фильму написал Эдмунд Майзель (он же работал и над музыкой к «Броненосец «Потёмкин»» Сергея Эйзенштейна). Музыка создавалась одновременно с фильмом и оказала влияние на его структуру, считает Наум Клейман. Однако это не исключает возможности создания других вариантов звукового сопровождения ленты, а вместе с тем и трансформации восприятия культового фильма.


"Берлин. Симфония большого города"


Вниманию гостей фестиваля Blick была предоставлена новая версия музыкального сопровождения творения Руттмана. Свое видение Берлина представили Сергей Летов и Владимир Нелинов, джазовые музыканты, импровизаторы и экспериментаторы в мире музыки. В современной интерпретации воплотилось очень многое: от почти космических вариаций до ностальгических зарисовок. Барабанная установка Нелинова порой выдавала ритм, напоминающий механизированные африканские мотивы:  топот ног, голых ступней, по горячей земле танцующего племени, в самозабвенном танце решившегося достигнуть состояния транса. Летов не смог оставить слушателей без полюбившегося многим саксофона. Протяжные, цепляющие звуки духовых инструментов в руках джазового музыканта привносили толику тоски и одиночества, поражали пронзительностью на холодном фоне электронной музыки.

В фильме Руттмана необыкновенно выразительно изображение техники: поезда, различные производственные механизмы. На открытие фестиваля музыканты звучание техники постарались передать как можно реалистичнее. Современная интерпретация словно вгрызалась в видеоряд Руттмана, приближалась вплотную к черно-белым кадрам, отбивая стук колес поездов, ритм шестеренок на производстве лампочек. Такой подход подчеркивает силу и мощь техники, высвечивает в повторяющихся движениях нечто дикое и колдовское, завораживающее.


"Берлин. Симфония большого города"


Смотреть на Берлин 1927 года, зная о том, чему суждено вскоре случиться, и интересно, потому что город обладает неповторимым магнетизмом и влюбляет в себя, и все же тревожно. Камера следит за рабочими и прохожими на улицах, рассматривает женщин и их наряды, наблюдает за играющими детьми, чьи судьбы будут искалечены. Но в кадрах фильма пока все идет своим чередом, тишина на улицах ранним утром соседствует с напряженной работой, дневная суета преображается в свете электрических ламп. Руттман делает множество разнообразных зарисовок мирного города, и на них бродячие кошки и животные в зоопарке вызывают умиление, в витринах магазинов стоят манекены: маленькие детские фигурки, пугающие и хрупкие, и побольше, одетые в модную женскую одежду, с макияжем и в париках. Художник постоянно переходит от изображения живого к всматриванию в неодушевленное и обратно.

Новая версия звукового сопровождения фильма получилась реалистичнее, техничнее варианта Майзеля, при этом она не лишена лирической составляющей и даже юмора. В обрамлении музыки Летова и такого разного барабанного ритма Нелинова Берлин, который Руттман пытался запечатлеть на пленке, похож на зверя, что интуитивно предчувствует опасность и все же живет полнокровной жизнью, чью волнующую пульсацию передали музыканты на открытии фестиваля.


Елена Громова



 

Рекомендуем

10 книг, которые стоит прочитать до 20 лет
Акутагава Рюноскэ. Одержимый творчеством
Открытие Московского Международного фестиваля «Москва встречает друзей» глазами Daily Culture
Выставка «Под ветвями цветущей сакуры. Куклы Оно Хацуко»
Алексей Герман: «Я всегда думаю только про кино»
Юрий Яковлев. Актер больших ролей
Санкт-Петербург. На круги своя
Неувядающая красота из века в век
ЦДМ на Лубянке открывается в свой День Рождения
Реквием Дж.Верди к 80-летию Елены Образцовой