Партнеры Живи добром

Дело Чести («Офицер и шпион» реж. Роман Полански)


"Офицер и шпион". Источник: MEGOGO Distribution

Новый фильм Романа Поланского, в котором почти каждый – и обвиняемый, и судья  в оригинале снят на французском языке и назван «J`accuse», то есть дословно «Я обвиняю». По случаю выхода картины в российский прокат разбираемся кто, кого и как обвиняет в этом прекрасном и сильном историческом спектакле.

 

Обвиняет(ся): Альфред Дрейфус, капитан французской армии, эльзасский еврей

"Офицер и шпион".  Источник: MEGOGO Distribution


Промозглый серый день. На фоне безликого муниципального здания строем стоят полки. Постепенно из общей массы сине-красных мундиров выделяется фигура одного человека. Он выходит в центр площади. На глазах у всех с его мундира срывают погоны, cрезают золотистые блестящие пуговицы и ломают саблю об колено. А затем признают виновным в государственной измене.  До последнего он будет во всеуслышание повторять, что ни в чём не виновен. Но никто не захочет его услышать.

Его имя – Альфред Дрейфус, а на дворе 1894 год. Через несколько месяцев он окажется посреди океана, в тюрьме на Острове Дьявола во Французской Гвиане, и пробудет там ещё несколько лет, пока его дело неожиданно не всплывет из архивов ещё раз. Скандально известное «дело Дрейфуса» расколет надвое французское общество, не на шутку взбудоражит всю Европу и станет первым за новейшую историю настолько громким примером яростного антисемитизма, беззакония и несправедливости. С момента первых обвинений до полного оправдания имени Дрейфуса в 1906 году пройдет долгих 12 лет, и за это время оно успеет стать нарицательным.


Обвиняет(ся): Мари-Жорж Пикар, начальник разведки

"Офицер и шпион".  Источник: MEGOGO Distribution

 

Но персонаж Альфреда Дрейфуса в исполнении сильно загримированного и неузнаваемого Луи Гарреля в фильме Поланского появляется нечасто. Он почти сведен до роли функции, запускающей интригу сюжета. Главный герой здесь вовсе не Дрейфус, как можно было подумать, а совсем другой человек. Его имя - Жорж Пикар. Его резюме безупречно: ревностный патриотизм, двадцать пять лет образцовой военной службы, преподавание в Высшей военной школе, в том числе у Дрейфуса. Затем – закономерное повышение до главы Службы Внешней разведки (кодовое название,  которым пользуются в фильме – «бюро статистики»). Единственное, что может повредить ему в глазах зрителя – это тайная любовная связь с замужней женщиной средних лет (Эмманюэль Сенье) и умеренный антисемитизм. Хотя и эти два пункта в итоге, кажется, вызывают симпатию и работают исключительно на то, чтобы представить его живым человеком со своими слабостями и недостатками. Потому что в первую  очередь Пикар – человек твердых моральных принципов, который не может спокойно мириться с творящимся вокруг произволом. Он окажется единственным честным человеком среди толпы лжецов. И, обнаружив улики, говорящие о невиновности Дрейфуса, не станет молчать, а начнет действовать так, как считает нужным.  Однако его попытки вопреки всему докопаться до правды и предать её огласке встретят резкое противодействие со стороны высших армейских чинов. Выбор на эту роль Жана Дюжардена, главного французского актера последнего десятилетия, добавляет этому образу необходимый трагикомизм и лёгкость. Благодаря Дюжардену даже те сцены,  в которых, казалось бы, не избежать пафоса, смотрятся на одном дыхании и балансируют на грани серьёзности и комедии.

 

Обвиняет(ся): Армия Французской Республики

"Офицер и шпион".  Источник: MEGOGO Distribution


Французская армия и Служба Внешней Разведки, сыгравшие ключевые роли в процессе Дрейфуса и обвинившие его в шпионаже в пользу Германии, представлены в фильме Поланского во всём великолепии своего разложения. Портретные типажи, подобранные им для отображения генералов, бесподобны и восхитительны; что ни лицо – зеркало человеческих пороков, что ни фраза – афоризм. Ни кого из причастных к показательной экзекуции Дрейфуса не смущает тот факт, что подсудимый невиновен, ведь как говорит один из генералов в начале,  «римляне бросали львам христиан, а мы бросаем евреев». Умирающий от сифилиса начальник разведки даже на смертном одре продолжает верить, что уносить секреты в могилу – суть  его профессии и не может смириться с засильем иностранцев вокруг. А само «бюро статистики» под его руководством по большей части занимается тем, что перехватывает чужие письма и перетряхивает содержание мусорных корзин в дорогих гостиницах, буквально по крупицам собирая кусочки информации и выдумывая себе образ врага. Передача секретных документов по старинке совершается в церкви, и, пока смотришь на это, не покидает ощущение какого-то дешёвого розыгрыша, или того хуже – заранее подготовленного и тщательно отрепетированного фарса.

 

Обвиняет(ся): Роман Полански

"Офицер и шпион".  Источник: MEGOGO Distribution


Конечно, велико желание сразу же провести параллель между фильмом и скандальным разбирательством, преследующим самого режиссёра вот уже около полувека. Не станем этого делать, скажем лишь то, что всем тем, кто обвиняет Поланского в любом случае, вне зависимости от отношения к его персоне, стоило бы посмотреть его новый фильм. Потому что это великолепный образец сдержанной и в то же время захватывающей режиссуры; картина одновременно старомодная и невероятно актуальная, простая и глубокая, жуткая и смешная. В деле Дрейфуса Полански умудряется увидеть сразу и эпистолярный триллер, и судебную драму, и едкую сатиру, и запутанный детектив. Постоянно меняя жанровую оптику по ходу повествования, он при этом ни разу не теряет чувства меры, такта и стиля. Снимая серьезное и монументальное историческое кино на социально значимую тему, он уверенной рукой разбавляет действо дуэлями, погонями и любовными интригами, однако ни на минуту не забывает о главном. Скупые и сухие документальные мазки (фильм основан на историческом романе Роберта Харриса) встречаются у него с живописными цитатами из главных французских художников XIX столетия, и ни одна из отсылок не выглядит  нарочной. А тому, как элегантно и почти незаметно здесь используются флэшбеки, стоило бы поучиться многим современным режиссёрам.

Но главное: «Офицер и шпион» - это кино о правде, и оно правдиво и честно со своим зрителем от первого и до последнего кадра. Его можно показывать в школах (что, кажется, и собираются  делать во Франции), а также демонстрировать каждому, кто забыл о том, для чего вообще существует правосудие. Серебряный Лев Венецианского кинофестиваля в данном случае выглядит наименьшей наградой, которую этот фильм заслуживает. И, конечно, для самого Полански, польского еврея, эта история – не пустой звук. Он вкладывает в неё весь свой личный биографический опыт; в его же фильмографии «Офицер и шпион» выглядит как предисловие к «Пианисту». Неслучайно эпизод, в котором уличная толпа сжигает в огромном костре газеты с обвинительной статьей Эмиля Золя, давшей название фильму, вызывает в памяти книжные костры Третьего Рейха. Полански говорит о том, что людские предрассудки неизменны ни в веке девятнадцатом, ни в двадцать первом. И в наше время, когда презумпции невиновности бывает недостаточно, когда любого человека по ложному обвинению могут надолго бросить в тюрьму, призывает вспомнить о людях, которые в своих поступках руководствовались исключительно принципами чести и справедливости. 

Несмотря на весь обвинительный пафос своего фильма, сам Полански, похоже, до сих пор свято верит: слово одного честного человека, преданное огласке, может спасти от позора целую нацию.



«Офицер и шпион» – в кинотеатрах с 6 февраля.

 

Иван Цуркан



 

Рекомендуем

«Французское барокко» на международном фестивале вокальной музыки «Опера Априори»
Мемориальный кабинет Н.К. Рериха
Больше двух говорят вслух («Троица» реж. Ян Гэ)
Вызов судьбе («Дыши ради нас» реж. Энди Серкис)
Дмитрий Астрахан. Художник, который болеет
Итоги XXVII МКФ "Послание к человеку"
"Танцевать музыку": Топ-5 фильмов о балете
Наш старый добрый «Союзмультфильм»
Вера холодная: «Тернистой славы путь»
Лев Толстой: «Они разрывают меня на части. Иногда думается уйти от всех...»