Партнеры Живи добром

Дыхание молодости в кино 60-х


Весна – период воскрешения и обновления природы после зимней спячки. Это время года ассоциируется с расцветом и зарождением чего-то нового. Неспроста именно весной, 11 апреля 1964 года, на экраны вышла картина Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Этот фильм –  гимн молодости, воспевание легкости и непосредственности, свойственной юношам и девушкам в девятнадцать лет. 


Сюжет не обременен активным и напряженным действием, зритель просто наблюдает за своими же юными современниками. Молодой паренек по имени Володя приезжает всего на день в Москву из Сибири и случайно знакомится с ярким и активным Колькой (персонаж был назван в честь сына режиссёра), который на целые сутки становится его гидом по этому большому и оживленному городу. Но, несмотря на безобидность и непосредственность картины, нельзя сказать, что путь её создания был легкий. Режиссёр Георгий Данелия, уже хорошо себя зарекомендовавший благодаря фильму «Серёжа», столкнулся с критикой худсовета объединения, контролирующего в то время весь художественный процесс страны. Причиной как раз служила сюжетная ненагруженность, отсутствие какого-то высоконравственного посыла. Так о работе вспоминает режиссёр:


Я шагаю по Москве


 «Сценарий [...] мы со Шпаликовым бесконечно переделывали […] из-за Никиты Сергеевича Хрущева. На встрече с интеллигенцией Никита Сергеевич сказал, что фильм «Застава Ильича» (режиссер Хуциев, сценарий Шпаликова) идеологически вредный: «Три парня и девушка шляются по городу и ничего не делают». И в нашем сценарии три парня и девушка. И тоже шляются. И тоже Шпаликов. Словом, худсовет объединения сценарий не принимал. Правда, на Хрущева не ссылались, а говорили, что мало действия, что надо уточнить мысль, прочертить сюжет, разработать характеры.... […] Полгода мы с Геной уточняли мысль, прочерчивали сюжет, разрабатывали характеры, а на худсовете объединения сценарий все не принимали […]».


Это столкновение старой идеологии и нового творческого подхода было воплощено в сцене с полотером. Когда ребята приходят в квартиру редактора журнала, чтобы услышать его мнение по поводу рассказа Володи, присланного в этот журнал, то по ошибке принимают за нужного им человека полотера, который комично и неумело пытается выдать себя за того самого редактора. Этакая сатира на рецензирующую публику. Но, к счастью, придавать большое значение такой шалости не стали, возможно, из-за того, что роль полотера исполнил известный режиссёр Владимир Басов. Особое внимание контролирующей стороны было направлено на жанровую принадлежность фильма. Для комедии не хватало юмора и сатиры, а для драмы конфликтов и столкновений. Так, для фильма было придумано новое определение – лирическая комедия.


Я шагаю по Москве


Для поддержания атмосферы новизны и молодости на главные роли взяли только-только начинающих актёров, а для студентов театрального училища имени Щукина Никиты Михалкова и Евгения Стеблова это был кинодебют. Однако как бы не были нам симпатичны герои, главным в фильме остается Москва – образ светлого, хлопочущего, многолюдно, радостного и романтического города. И здесь стоит отметить операторское искусство Вадима Юсова, работавшего с Андреем Тарковским над «Иваново детство», музыкальное сопровождение Андрея Петрова, уже сотрудничавшего с Георгием Данелия в фильме «Пути к причалу», и, конечно, заглавную песню «Я шагаю по Москве», написанную сценаристом Геннадием Шпаликовым в один из съёмочных дней.


Публика восторженно приняла новую картину, и если раньше отсутствие четкого и захватывающего сюжета ставилось в укор, то теперь расценивалось, как некая изюминка. Как писали тогда в газетах: «Фильм необычен. Почти без сюжета. Посмотришь, будто ничего серьезного не происходит на экране, - обыкновенные молодые люди, обыкновенные московские будни. Но, на наш взгляд, в этом и достоинство фильма: авторы его увидели в буднях праздник, в обыкновенных хороших ребятах – подлинных героев нашего времени».  



Анна Дякина



 

Рекомендуем

Делай добро и бросай его в воду («Удивительное путешествие доктора Дулиттла» реж. Стивен Гейган)
Наследие Осипа Ивановича Бове
«Охотник за удачей» Сидни Чаплин
Несвобода! Неравенство! Вражда! («Отверженные» реж. Ладж Ли)
Фаддей Булгарин. Пчела, которая может ужалить
Контакт и творческое приспособление: «Теория гештальт-терапии» Фредерика Перлза
«Твой шанс»: уникальный проект для абитуриентов
Мы достигли точки назначения. «Одиссей. Красная рапсодия Х» на фестивале Solo
40-й ММКФ. Брифинг президента фестиваля и пресс-конференция жюри
Жан Кокто по прозвищу «Принц удачи»