Партнеры Живи добром

Кино. Премьера. "Чистое искусство"


"Чистое искусство"


На пресс-конференции, посвященной выходу в прокат фильма «Чистое искусство», режиссер Ренат Давлетьяров рассказал, что сценарий Марка Франкетти попал к нему в руки уже давно. История сразу заинтересовала Давлетьярова, но путь на экраны у детектива пера итальянского журналиста оказался долгим и извилистым. Фильм был снят еще до «А зори здесь тихие…» (2015), и только 9 июня этого года состоится его премьера. Над итоговым сценарием потрудились и Артем Виткин с Юрием Коротковым, который также  посетил пресс-конференцию. Они, по мнению режиссера, привнесли душевность в фильм, сделали его ближе российскому зрителю. С ними Давлетьяров работал и над ремейком знаменитой советской киноленты. Главную роль в «Чистом искусстве» исполнила Анна Чиповская (Саша). Компанию ей составили  Петр Федоров, Илья Любимов, Константин Юшкевич, Людмила Чурсина и Женя Малахова. 

Саша обнаруживает своего любимого застреленным. Полиция считает, что Андрей (Петр Федоров), популярный художник, стал жертвой домушников, но девушка уверена в другом. Одно неверно произнесенное слово приводит к тому, что на Сашу начинается охота таинственного мужчины в черном (Дмитрий Брауэр). Тем не менее она не может просто сидеть сложа руки, прячась от преследователя, и начинает свое расследование убийства молодого человека.

Для Чиповской «Чистое искусство» можно назвать фильмом-испытанием, ведь на подготовку к роли, по словам Давлетьярова, у нее не было времени. Первоначально «Сашу» должна была играть другая актриса, но за три дня до съемок она сильно повредила колено и не могла принять участие в работе над фильмом. Съемки висели на волоске, тогда режиссер и вспомнил об Анне. Саша в ее исполнении получилась подчеркнуто хрупкой, но за этой внешней слабостью скрывается железный характер и несгибаемая воля. Интересно, что слабость и сила Саши не контрастируют на фоне друг друга. Заплаканная и испуганная, она делает, что считает важным и в нужный момент проявляет завидную стойкость и жесткость. Сценаристы одарили героиню Анны Чиповской непростой судьбой, ее прошлое вырисовывается хоть и достаточно настойчиво, но постепенно. Почти до самого конца фильма девушка представляет собой ту еще загадку. Правда, все острые углы в ее поведении сглаживаются мягкостью и беззащитной женственностью Чиповской.

Несмотря на то, что детективная составляющая превалирует,  «Чистое искусство» - также фильм об искусстве и о том, как делаются на нем деньги. В этом вопросе создатели фильма предельно откровенны со зрителем. Они не отрицают того, что среди множества художников можно разыскать нескольких особенных, одаренных творцов, но одного только таланта для получения признания и хорошей жизни мало. Искусство так или иначе связано с рыночной конъюнктурой, и говорить о его «чистоте» - занятие весьма энергозатратное.

Визуальный ряд в фильме заслуживает отдельных слов. Добрая часть кадров скромно претендует на то, чтобы как минимум появиться на развороте рейтингового журнала по искусству. Равнодушными не оставят игра света и тени, подчеркивающая острые скулы Дмитрия Брауэра. «Кровавая роса», выпавшая на лицо  Чиповской в роли Саши. В объективе камеры Семена Яковлева Москва становится не просто местом, на фоне которого разворачиваются события фильма, а отдельным героем, появления которого в кадре ждешь и невольно любуешься давно знакомыми местами.

Создатели ленты избегают линейного повествования: расследование Саши перемежается флешбэками. Но цепочка событий достаточно легко выстраивается в ряд, не оставляя в конце фильма никаких недоговоренностей. Конечно, некоторые ходы могут показаться знакомыми. Но для детективов приемлема ситуация, когда друг и не друг оказался вдруг, а враг не такой уж и злой, и то, что спасение приходит в последнюю минуту, когда главный герой мысленно уже прощается с жизнью. При этом лента не лишена шарма и пикантности черного юмора, ради которых и стоит посмотреть этот фильм.

 

"Чистое искусство"


Елена Громова


 

Рекомендуем

Аркадий Аверченко. Человек, который смеялся
Акутагава Рюноскэ. Одержимый творчеством
Разъяренный бык литературы. Эрнест Хемингуэй
Величие Халка Хогана
Фантазии под Джона Адамса
Александр Кайдановский. Путь одинокого творца
Месть от кутюр («Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи)
Жан-Франсуа Рафаэлли: хроники парижских окрестностей
Малый театр – зеркало российской истории
Друг детства — Самуил Маршак