Партнеры Живи добром

Киноведческие приключения («Фестиваль Рифкина», реж. Вуди Аллен)


Давным-давно Морт Рифкин (Уоллес Шон) вел курсы по истории кино. Теперь он переквалифицировался в писатели. Правда, ни один роман за авторством киноведа не вышел в печать. Морт все еще в работе. Сноб по натуре, он мечтает подарить миру настоящий шедевр и создает его невыносимо долго.

Вместе с женой Сью (Джина Гершон) он приезжает на кинофестиваль в Сан-Себастьяне. Она pr-менеджер французского режиссера Филиппа (его играет Луи Гаррель – сын режиссера Филиппа Гарреля). Сью организует интервью и флиртует с подопечным. Ревность к горячему, как ад, сопернику доводит пожилого синефила до кардиолога. Доктор Джо (Елена Анайя) оказывается женщиной, влюбленной в классику кино и Нью-Йорк. Подзабыв о неверной спутнице, Рифкин надеется на взаимность врача и бесстыже навязывается.


«Фестиваль Рифкина». Источник: «Вольга»


Конечно, Морт вряд ли бы счел свое поведение навязчивым. Он ни разу не задастся вопросом об уместности и адекватности ухаживаний, свято веря в свою странную привлекательность, ум и чувство юмора. «Фестиваль Рифкина», по большей части, его рассказ. Хвастливая исповедь на сеансе психотерапии.

Кто его терапевт – загадка. Спина психолога и самодовольное вопрошание, что вы обо всем этом думаете – вызов, брошенный в том числе и в зрительный зал.

Морт мечтает получить обратную реакцию и, кажется, так и ждет, что его историю и личность, проступающую за перипетиями киноведа в годах, разберут по ниточкам, что-то явно додумывая, что-то подвергая безжалостной критике… На восторг и оправдание даже самых неловких глупостей этот пациент тоже явно надеется. А еще в его рукаве припрятан самый большой козырь – Рифкин один из немногих, кто знает, надежный ли он рассказчик. Психолог, как и зритель, добравшийся до кинотеатра в канун Нового года, может лишь теряться в догадках.

Сам же Морт в плену у грез, а его грезы в плену у кинематографа. Ему снятся черно-белые сны, основанные на знаменитых фильмах Бунюэля, Трюффо, Бергмана и других. Киновед, возможно, даже проживает жизнь как фильм и/или подготовку к съемкам. Единственное слабое место его жизнефильма состоит в том, что он не втискивается в наши дни.

Морт застрял в прошлом – во многом им же самим и выдуманном. Только жить ему приходится в настоящем и делить его с живыми людьми. Рифкин отчаянно критикует время, обесценивает его, вздыхая и ехидничая. Уткнувшись в разросшееся эго, он не замечает, что творится под носом, отмахивается от чувств других людей и беспомощно озирается в поисках смысла. И только Смерть (Кристоф Вальц), явившись из «Седьмой печати», напомнит ему, что жизнь, может быть, и бессмысленна, но не пуста.


«Фестиваль Рифкина». Источник: «Вольга»


Похождения престарелого ловеласа с кладбищенским именем могли бы стать драмой с примесью хоррора или психологическим триллером, но Вуди Аллен такое кино не снимает. «Фестиваль Рифкина» – ироничная комедия, в которой сохранены приметы его стиля. Зануда Морт – очередное воплощение режиссера-невротика. Персонаж Уоллеса Шона – ипохондрик-интеллектуал, попадающий в неуклюжие любовные истории.

Премьера фильма состоялась на фестивале в Сан-Себастьяне – том самом, где и происходят события новой ленты Аллена. Волнительным экскурсом в жизнь смотра «Фестиваль Рифкина» не назвать – слишком сильно его главный герой сосредоточен на себе любимом, фильмах, снятых много лет назад, и красивой женщине, моложе его на много лет. Обстоятельной экскурсии по стране Басков с развернутыми историческими справками тоже нет. Вуди Аллен любуется красотами из машины, просиживает в дорогих кафе и предается размышлениям о жизни, смерти, любви, кино и предательстве, которое больше удивляет, чем унижает и выбивает из колеи.

«Фестиваль Рифкина» в кино c 31 декабря.


Елена Громова



 

Рекомендуем

Валентин Смирнитский. Бравый Портос на все времена
Кино. Классика. "Баллада о солдате" реж. Григорий Чухрай
Михаил Жванецкий — человек-праздник. «Пусть лучше над тобою смеются, чем плачут»
Оттенки грязи ("Золотая перчатка" реж. Фатих Акин)
Так вы снимаете сказки, товарищ режиссер?
Госпожа Мессерер. Королева русского балета
Под музыку Вивальди
Открытие Национальной художественной галереи в Вашингтоне
Кино. Классика. И. Бергман «Час волка».
Тепло музыки «Загадочного Немена»