Партнеры Живи добром

Крепкая психика («ЗОЖ», реж. Магнус фон Хорн)


Сильвия Заяц (Магдалена Колесник) – звезда инстаграма. Ее имя на слуху по всей Польше. Белокурая фитоняша набрала 600 000 подписчиков, появилась на обложке глянцевого журнала и провела мастер-класс в торговом центре. Фолловеры от нее в восторге и признаются: она изменила их жизнь и помогла поверить в себя. В планах блогерки – участие в ТВ-передаче. Но карьера дает сбой. В порыве эмоций Сильвия на весь интернет признается, что одинока и мечтает найти любовь. Видео с рыдающей Заяц становится вирусным. PR-менеджер фитнес-тренера негодует и хмурит брови. Крупный производитель спортивного питания встревожен изменениями ее образа и подумывает прекратить сотрудничество: девушка со слезами на глазах не самая лучшая реклама товара, рассчитанного на тех, кто хочет быть здоров, подтянут и красив. На признание Сильвии отреагировал не только бизнес. К дежурству возле ее дома приступил мерзкий тип.

Официальный российский синопсис «ЗОЖа» фокусируется на сталкере. Не верьте ему. Лента шведа Магнуса фон Хорна не об обезумевшем мужике в погоне за блондинкой. Главная героиня, конечно, не рада навязчивому поклоннику, но девицей в беде не становится и не позволяет зрительскому вниманию сместиться с ее психологического портрета на физиономию преступника.


«ЗОЖ». Источник: «Capella Film»


«ЗОЖ» попал в конкурс прошлогоднего Каннского кинофестиваля, не состоявшегося из-за пандемии коронавируса, и выходит в прокат с эмблемой смотра. В оригинале проект называется «Пот» – звучит брутальнее, чем аббревиатура здорового образа жизни. Однако российский вариант все же не так далеко ушел от истины. Магнус фон Хорн, и правда, снял фильм о здоровом образе жизни. Вопрос лишь в том, что имеется в виду, когда говорят о ЗОЖе.

Голубоглазая блондинка, вечно улыбающаяся, бодро проговаривающая фирменные фразы, глядя в фронтальную камеру – ходячий мотиватор, да и только… Но фон Хорн не высмеивает Сильвию и, на удивление, не бормочет с умным видом, какая она пустышка. «ЗОЖ» кадр за кадром разрывает шаблоны и уже такие надоевшие упреки в адрес блогеров. Заяц следует строгим правилам, чтобы поддерживать себя в форме. Но фитнес для нее не просто комплекс упражнений ради осиной талии – это ее жизнь, то, что держит на плаву и наполняет смыслом каждый новый день. Ведение блога, тренировки – настоящая работа, требующая стопроцентной отдачи. Именно это никак не могут принять ее родственники.

«ЗОЖ» сталкивает не два и не три поколения за обеденным столом, он обнажает конфликт мировоззрений в современном обществе. Мама, отчим, дяди, тети и кузены Заяц не понимают, что с развитием технологий появляются и новые профессии. Для них труд успешной родственницы какой-то ненастоящий. Они обесценивают ее старания, в их представлении бездетная и незамужняя фитнес-блогерка – несостоявшаяся жена и мать, тунеядка, которой деньги сыплются на голову как снег с неба. В общем, Сильвия не вписывается в патриархальную систему ценностей. Не столь важно, кем именно работает героиня. Многие женщины легко найдут что-то общее с ней. И речь не о точеной фигуре или вкусах, а о проблемах, с которыми Сильвия сталкивается. Ссора блогерки с семьей словно сцена из документального фильма о гендерной дискриминации и эйджизме.


«ЗОЖ». Источник: «Capella Film»


Сильвия находится под прицелом камеры: эмоции и тренировки фиксируются с минимального расстояния, дистанция между зрителем и героиней часто сокращается настолько, что близость к Заяц вызывает даже дискомфорт. Развеселенький мастер-класс на фоне магазинов сменяется упражнениями, данными словно под увеличительным стеклом. Оператор Михал Дымек снимает их «без фильтров» – занятия спортом в лосинах не похоже на гламурное времяпрепровождение. Они словно выставляют напоказ, как объективируется женское тело. Будучи очевидными, механизмы объективации теряют силу и работают не на создание эротического объекта, а на то, чтобы высветить личные границы и отрефлексировать взгляд вуайериста/сталкера.

Не менее дотошно и четко фильм создает и образы второстепенных персонажей. Они убедительны, объемны и самое главное – узнаваемы. «ЗОЖ» показывает людей, не умеющих общаться, лишенных эмпатии, с трудом принимающих тех, кто неудобен, потому что не похож на тебя. Выстоять в такой компании и не сломаться – подвиг.

Здоровый образ жизни в случае с фильмом фон Хорна не физкультура и смузи или комплект сомнительных советов разномастных специалистов без медицинского образования, а психологическая устойчивость, умение идти к своей цели и адекватное поведение в стрессовых ситуациях.



«ЗОЖ» в кино с 8 апреля.


Елена Громова



 

Рекомендуем

Ярослав Тимофеев: "Если интервью получилось скучным, виноват всегда журналист"
WELCOME TO THE 8th EDITION OF THE SCL FESTIVAL VIENNA!
Первая птица, достойная премии. "Щегол" Донны Тарт
Хотел бы ты рыбой стать? ("Патерсон" реж. Джим Джармуш)
Всеволод Санаев. Человек-якорь
Тадеуш Кантор. Театр одного художника
Джордж Байрон: «Нет места мне на жизненных пирах»
Марлон Брандо. Почему секс-символ от Оскара отказался?
Кино. Премьера. «Про Любовь» Анны Меликян
Бородатые истории