Партнеры Живи добром

Ловушка истории («Антебеллум», реж. Джирард Буш, Кристофер Ренц)


"Антебеллум". Источник: Central Partnership


Женщина кричит от боли и ужаса: побег с хлопковой плантации не удался, в наказание ее клеймят раскаленным железом. За окном Америка времен Гражданской войны и по двору расхаживают конфедераты. Мятежницу зовут Иден. Роль беглянки исполнила Жанель Моне. В фильме актриса предстанет и под другим именем – уже в современных декорациях рядом с любимым мужем проснется Виктория. У нее большой красивый дом, хорошее образование и лихо складывающаяся карьера. Она борется за права черных женщин, и к ее голосу прислушиваются. Новая книга Виктории привлекла внимание общественности, писательницу приглашают на ТВ и конференции.

Кем друг другу приходятся Иден и Виктория – основной козырь фильма режиссеров и сценаристов Джерарда Буша и Кристофера Ренца. Нелинейное повествование позволяет «Антебеллуму» совершить такой твист, что сразу становится понятно, почему проект дебютантов в игровом кино заинтересовал студии, работавшие в том числе и над созданием хорроров «Прочь» и «Мы».

Тем не менее новинка проката вряд ли встанет в один ряд с фильмами Джордана Пила. Вышеупомянутые ленты – вдумчивое исследование вопросов расовой дискриминации и неравенства. Пил не бубнит как завороженный одну прописную истину за другой и не читает с пеной у рта мораль. Он создает интересные истории и сложные характеры – социальная критика в его фильмах не теряет остроты за пафосными фразами.

Джерард Буш и Кристофер Ренц не достигли уровня мастерства Пила. В их фильме Жанель Моне в образе Виктории даже произносит воодушевляющую речь со сцены, призывая афроамериканок поверить в себя. Ее слова похожи на записи блогера, еще не вникнувшего в специфику профессии, а не на выступление человека, способного изменить чью-то жизнь, зажечь в чужих сердцах огонь и повести за собой. И это не единственный монолог, что актрисе приходится читать с одухотворенным лицом.


"Антебеллум". Источник: Central Partnership


Реплики удачнее Моне достались в сцене, где Виктория едва ли не на пальцах объясняет крошке-дочке, что стоит за нежеланием одних признавать права и свободы других. Несмотря на лаконичность ее объяснения, закрадывается мысль, что режиссеры видят зрителя как маленького не познавшего жизни ребенка, воспитываемого ну очень хорошими родителями, готовыми болезненные темы донести простым языком. А это отталкивает.

К Виктории трудно подключиться эмоционально, понять, сколько сил она потратила на то, чтобы добиться признания и уважения. Ее семейная жизнь, работа, встреча с подругами – Буш и Ренц словно сборник клише об успешной женщине цитируют, а не переносят на экран чувства и мысли живого человека. Жанель Моне явно тесно в рамках сценария. Как бы она ни старалась передать материнскую тоску, истощение, ужас – режиссерский дует не может справиться с образом сильной женщины. К сожалению, такая же участь постигла практически всех персонажей.

«Антебеллум» не удосуживается пролить свет на мотивы антагонистов, хотя бы чуть-чуть поковыряться в их мозгах и на их примере порассуждать о психологии расизма, а ведь расовая дискриминация – основная тема, заявленная режиссерским дуэтом. Ренц и Буш не стали углубляться в проблему, лишь изредка их фильм показывает проявления расизма на бытовом уровне, в остальном же разговор о дискриминации они свели к набору грубых формул.



Елена Громова



 

Рекомендуем

Зиновий Гердт. Единственный и неповторимый
Фильм Вима Вендерса «Соль земли», как попытка понять природу фотографии
Что? Где? Когда? Культурные события марта
Электрические грёзы («Кошачьи миры Луиса Уэйна», реж. Уилл Шарп)
Летняя школа по анимации
Вуайеризм и провалы в памяти («Девушка в поезде» реж. Тейт Тейлор)
Далида за 124 минуты («Любовь и страсть. Далида», реж. Лиза Азуэлос)
Книга недели. «Смилла и её чувство снега»
Благотворительный концерт звезд мировой оперы в День Рождения Елены Васильевны Образцовой
Open talk с Ксенией Бандориной: кому в музее жить хорошо?