Партнеры Живи добром

Наш современник Григорий Козинцев


В этом году исполняется 110 лет со дня рождения легендарного советского режиссера, сценариста и педагога - Григория Михайловича Козинцева. 


Григорий Михайлович родился 22 марта 1905 года в семье киевского врача. С 1919 года учился в частной школе живописи Анны Экстер. В эти годы он участвует в оформлении сценических площадок, расписывает агитпоезда и праздничные улицы Киева. В поисках «собственного» искусства, Козинцев со своим другом - одесситом Леонидом Траубергом – провозглашает новое течение в искусстве – «эксцентризм».  Направление должно было отражать ритм эпохи и формировать  соответствующее поколение. «Эксцентризм» опирался на низкие, уличные жанры – цирк, мьюзик-холл, бокс. В июле 1922 года начала свою работу Фабрика Эксцентрического актера – ФЭКС. В новой театральной мастерской одновременно занимались обучением молодых актеров и постановкой спектаклей. Премьера ФЭКСа состоялась 25 сентября 1922 года, когда зрители увидели пародию на «Женитьбу»  Н.В. Гоголя в исполнении цирковой эстрады «эксцентристов». 


Григорий Козинцев


После 1923 года Козинцев вместе с Траубергом пробуют свои силы в кино, преобразуя театральную мастерскую в киномастерскую ФЭКС – они переносят принципы «эксцентричного» театра на экран. Первый короткометражный фильм -  «Похождения Октябрины» (1924), был попыткой соединить политику с цирковым представлением, где площадкой для эксцентричных номеров служили улицы Петербурга. Во второй короткометражной ленте - «Мишки против Юденича» (1925) – снялись первые ученики мастерской Козинцева.


Вслед за первым полнометражным фильмом «Чертово колесо» (1926), важным и поворотным произведением в фильмографии Козинцева и Трауберга – становится «эксцентричная» интерпретация «Шинели» (1926) по сценарию Ю. Тынянова. Фильм поражает своей образностью, глубиной и богатством изобразительных средств. А работа талантливого оператора Андрея Москвина невероятно тонко передает атмосферу Петербурга и душевные переживания героя. Стилистически фильм в точности передаёт манеру Гоголевского письма средствами экрана. Экранизация «Петербургских повестей» Гоголя стала классикой советского немого кино.


После первых кино-успехов, Козинцев был уже не просто на пути к искусству – он чувствовал его вкус, а потому упивался работой, не теряя ни минуты. В 1929 году выходит историческая мелодрама «С. В. Д.», названная Шкловским «самой нарядной лентой Советского Союза». Важное место в творчестве режиссера занимает кинотрилогия о Максиме («Юность Максима» 1935, «Возвращение Максима» 1937, «Выборгская сторона» 1939), также созданная в сотрудничестве с Траубергом. Историко-революционная эпопея повествует о простом рабочем парне Максиме, который вмиг становится любимым героем советских зрителей. 


Григорий Козинцев


По свидетельствам современников – Козинцев очень любил свою работу и отдавался ей без остатка. Григорий Михайлович не спал ночами, поздно возвращался со съемочной площадки, без конца что-то записывал, был погружен в работу и, казалось, ни о чем другом больше не думал. В его голове постоянно крутились мысли, новые сюжеты, герои, характеры. 


Из воспоминаний супруги Козинцева – Валентины Григорьевны: «Как-то зашел к нам по делу московский киновед и за обедом почему-то заговорил о своих семейных неурядицах, в частности долго говорил о каких-то неприятностях у его сына. Григорию это было абсолютно неинтересно, но он сидел с внимательной полуулыбкой, я видела, что думает он о своем, о работе. Когда киновед замолчал, Григорий Михайлович вежливо сказал: «У вас, кажется, сын есть… Как он поживает?...»


В 1927 году киномастерская ФЭКС вливается в Ленинградский институт сценических искусств, в котором Козинцев преподает. А в 1931 году, с выходом первого звукового фильма «Одна», Козинцев ненадолго возвращается в театр, и, словно соскучившись по сцене, ставит «Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954). Он очень любил Шекспировских героев, они были ему близки, а потому – он вкладывал в них свою жизнь и мироощущение.


Уже зарекомендовав себя мастером экранизаций, Козинцев получает приглашение от главы Ленфильма Сергея Васильева с поручением (план экранизации классики) – снять киноверсию «Дон Кихота». Тогда Козинцев пишет в своем дневнике: «Дон Кихот – баллада о нищем…Как бы сделать этот фильм не просто реалистичным, но и поэтическим, народно-эпическим. А может быть, есть и моменты сгущения гротеска, буффонады и патетики».


Снятый в 1957 году «Дон Кихот» стал классической и «самой испанской» экранизацией произведения. А по-настоящему мировая известность пришла к Козинцеву с выходом «Гамлета» (1964). Фильм долгое время не допускали к производству, ведь к тому моменту существовало уже 16 экранизаций «Гамлета». Наконец, получив разрешение на производство фильма, Козинцев родил на свет настоящий шедевр, который долгое время носил в голове. Эта лента до сих пор считается непревзойденным результатом режиссерской и актерской работы. Талантливая, искренняя игра молодого Иннокентия Смоктуновского, пронизывающая музыка Дмитрия Шостаковича и, конечно, гениальная режиссура Григория Козинцева – сделали фильм бессмертным шедевром мировой кинематографической классики.


Григорий Козинцев


«Мы не репетировали будущих кадров (они омертвели бы до съемки), а входили в духовный мир героев, создавали питательную среду ассоциаций; пробовали – в наметке – средства выражения».


Подобно Шекспировским героям, Козинцев возносил свои мысли над окружающей действительностью. Он всегда докапывался до истины и глубоко проникал в сюжет произведений, извлекая самое важное и актуальное. Не менее успешной стала и экранизация «Короля Лира» (1971), также получившая мировое признание и множество кино-наград. 


Кроме многочисленных фильмов и постановок, Григорий Михайлович оставил несколько теоретических трудов – «Наш современник Вильям Шекспир» (1962), а также монография «Глубокий экран» (1971). Кроме теоретической деятельности, Козинцев активно преподавал во ВГИКе (1941-1964) и в мастерской «Ленфильма» (1965-1971). Известные режиссеры, такие как Э. Рязанов, С. Ростоцкий, И. Авербах, Ю. Клепиков, В. Катанян и другие – были учениками Григория Михайловича.


«Пространство трагедии» (1973) – работа, которая представляет собой дневник режиссера – была издана посмертно. Английский издатель Эдвард Томсон в главе-воспоминании пишет: «Кто-то спросил, почему у него в «Короле Лире» шут остается до конца, ведь у Шекспира он исчезает в третьем акте? «Я так люблю этот персонаж, так люблю этого артиста, что не мог допустить, чтобы он когда-нибудь умер» - ответил Григорий Михайлович».


11 мая 1973 года, через два месяца после этих слов Григорий Михайлович ушел из жизни. Но он живет вместе со  своими героями, находясь вне пространства и времени – в вечности.



Георгий Колычев



 

Рекомендуем

Классика. "Амаркорд" Федерико Феллини
Ликбез: ТОП-5 горнолыжных курортов мира
Модный приём: расставляем акценты в интерьере
Плейлист для чайников: что такое «соул» и почему люди слушают чужой «шепот под музыку»
Главные тенденции осени 2016
Кино. Премьера. "Светская жизнь" реж. Вуди Аллен
Конец прекрасной эпохи («В ожидании варваров», реж. Сиро Герра)
БСО им. П. И. Чайковского выступит в Смоленске
Анита Хамремуэн Поэтика. Послание к Тарковскому
Параллели сквозь время «К 100-летию Давида Ашкенази»