Партнеры Живи добром

Похороны Цоя («Цой», реж. Алексей Учитель)


Прокат «Матильды» Алексея Учителя сопровождался скандалом: активисты и Наталья Поклонская переживали из-за того, как в фильме будет представлен царь Николай II, признанный церковью страстотерпцем. Вокруг новой работы режиссера – «Цой» – тоже разгорелся скандал. Сын музыканта выступил против картины, будучи убежденным в том, что у создателей фильма нет прав на использование имени и изображения его отца. Однако лента все же выходит в прокат.

Байопики рассказывают о знаменитой личности, но любые совпадения с реальностью в них часто носят условный характер. Перед зрителем предстает не «настоящий», скажем, Ван Гог, а его двойник, в котором больше от задействованных в проекте, чем от его прототипа. Так и с реконструкцией эпохи: какой бы год не воссоздавали на экране, в него все равно будет встроено зеркало, отражающее время, когда проходили съемки. Сам зритель потребляет контент, находясь в определенной точке времени и пространства, и это тоже накладывает отпечаток на его восприятие.

Фильм о ком-то – всегда фильм с убедительным или не очень двойником в главной роли. Хотя это не отрицает того, что существование фильмов о людях, которые для тебя очень важны и/или которых ты знал, может быть очень болезненным. Так что недовольство родственников понятно, как бы оно ни проявлялось. Юридические тонкости оставим адвокатам.


«Цой». Источник: «Каропрокат»


Алексей Учитель был лично знаком с Виктором Цоем, снял документальные ленты: «Рок» (о советской рок-сцене вышел в 1987) и «Последний герой» (о Цое появился в 1992, спустя два года после смерти музыканта). Очевидно, что у него сложилось свое представление о герое миллионов. И оно по-своему ценно: взгляд знаменитого режиссера на того, чье имя вписано в историю музыкальной культуры страны, кажется, должен быть любопытным и очень интимным – как раз то, что достойно большого экрана. Тем не менее фильм Учителя, несмотря на название, не о Викторе Цое, и биографической лентой его не назвать.

Хотя двойник Цоя в нем все-таки есть – в прямом смысле: рокера косплеит – великовозрастный фанат с узнаваемой стрижкой, и глядя на него становится грустно. Подражающий кумиру выглядит как шут, его внутренний мир не показан, что взрослого мужика так привлекало в личности Цоя, осталось за кадром. Он просто эпизодический персонаж, появляющийся как черт из табакерки.

Режиссер предоставляет зрительскому вниманию близкий круг музыканта и любуется Павлом Шелестом (Евгений Цыганов) – водителем «Икаруса», в который в фильме врезается машина рок-звезды. Происходящее на экране – плод воображения, и как-то мало связано с реальностью. Даже имена родным и знакомым музыканта изменили: так, его сын из Александра превратился в Женю.

Большая часть метража – истерики бывшей (Марьяна Спивак) Цоя, омерзительные выходки ее нынешнего парня (Илья дель), слезы и попытки новой пассии (Паулина Андреева) музыканта стать для них своей. Свой вклад внесли и другие персонажи. Обезумевшая фанатка-фотограф (Надежда Калеганова) щелкает затвором камеры, ее эмоциональная палитра настолько обширна, что в ней нашлось место депрессии и неуместным улыбкам в катафалке. Продюсер (Игорь Верник) музыканта немножко грустит о потере друга и очень переживает об утерянной кассете с записью последней песни Цоя. Следователь (Инга Тропа), влюбленная в Шелеста, пытается отмазать бойфренда и терпит «ухаживания» коллеги. Всем им достались неловкие сцены, больше всего «повезло» фотографу и сыну Цоя (Мария Пересильд, дочь режиссера и актрисы Юлии Пересильд) – самые пафосные моменты выпали на их долю. Одна пытается перекричать «Белые розы», другой сочиняет песенку для папы – выглядит нарочито и притянуто.

Кроме хроникальных кадров (лучшее во всей ленте) и сцены столкновения автобуса и легковушки, Цоя в фильме нет. Есть гроб – оббитый синей тканью, без венков, одинокий и безликий. В этом гробу мог быть кто угодно, он мог бы оказаться и пустым. Еще его могли бы набить кирпичами, найденными поблизости камнями или спрятать там очень личные вещи, свидетельства прошлого, что так хочется отпустить и так боязно проявить к нему неуважение.


«Цой». Источник: «Каропрокат»


Гроб – очень сильная метафора, живучая и навязчивая, маркер конечности человеческого бытия, окутанный надеждой на жизнь после смерти. Однако в фильме Учителя такой мощный инструмент воздействия на психику оказывается удивительно будничным. Путешествие из Латвии до Ленинграда на катафалке представляется как словесная перепалка не очень приятных людей. Глядя на них, вера в то, что Цой был гением, как-то угасает: не вяжутся склочники с фигурой идола рок-сцены.

«Цой» мог бы вскрыть грудную клетку человека, обвиненного в убийстве важной персоны, и показать, как бьется сердце того, чья жизнь разделилась на до и после. В конечном счете, Шелест – основной персонаж. Но Евгений Цыганов остается непроницаем. Его водитель крутит баранку с неизменным выражением лица и почему-то оказывается настолько сексуально привлекательным, что рьяная фанатка Цоя тащит его в постель. Зачем эта сцена? Попытка уровнять простого работягу со звездой? Или издевка над неуравновешенной барышней?

Новый фильм Алексея Учителя – роуд-муви, топчущееся на месте. Феномен популярности Цоя он не объясняет, портреты людей, потерявших близкого человека, рисует размашисто и блекло. Толпа фанатов здесь комична. Отход от исторических фактов в кино, попытки переписать историю – вещь не новая. «Цой» не первый и не последний фильм, вдохновленный личностью реально существовавшего человека и придумавший историю, с ним если и связанную, то весьма посредственно. Кинематограф волен создавать свои миры и мифы, они бывают волнительнее жизни и помогают эту жизнь понять или сделать приемлемее, но в случае с «Цоем» реальность оказалась интереснее фантазии.


Елена Громова



 

Рекомендуем

"Иногда приходится быть высокомерной стервой, чтоб выжить…". "Долорес Клейборн" на фестивале Solo
"Веселые похороны" Перми
Она танцевала с душою и душою
Иван Шишкин: «Вдохновение – это сама работа»
100 лет со дня рождения великого русского пианиста С.Т. Рихтера
Поэзия, подарившая любовь. Элизабет Браунинг
Кино. Личность. Ксавье Долан
Ослам тут не место («История Дэвида Копперфилда», реж. Армандо Иануччи)
Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств»
Ушёл из жизни неповторимый Алан Рикман