Партнеры Живи добром

Как менялась архитектура городов. История стилей


Каждый город по-своему своеобразен и уникален, так как соединяет в себе множество архитектурных стилей, свидетельствующих о его историческом, творческом и культурном развитии. На протяжении веков тенденции в оформлении городского пейзажа изменялись и совершенствовались: классицизм сменялся модерном, а модерн, в свою очередь, современным хайтеком. Однако, несомненно, были и общие черты, как в трансформации русской архитектуры, так и мировой в целом. В этой статье расскажем о том, как оформлялось русское и зарубежное зодчество, и происходил процесс преобразования архитектурной составляющей городской жизни.

В России увлечение архитектурными стилями началось с момента становления советской власти. Масштабность, грандиозность, глубокие надежды на новый режим – все это отразилось в авангардных сооружениях той эпохи. Мощный советский дух направлял на новые перспективы во всех сферах жизни, поэтому зодчие начали испытывать неподдельный интерес к уникальным направлениям в архитектуре, которые были полной противоположностью традиционным тенденциям.

Интересно, что даже популярные европейские мастера, заметив, что революционная Россия становится подходящей площадкой для архитектурных экспериментов, прибыли к нам, чтобы подарить поражающие своей красотой и величием здания. Так, француз Ле Корбюзье принимал участие в строительстве здания Центросоюза в Москве, а немец Эрих Мендельсон оформлял Дворец Советов. Со временем авангардистское направление в Москве перетекло в истинный конструктивизм, характеризующийся геометрическими формами, строгостью и монолитностью. Однако вскоре он был вытеснен архитекторами-рационалистами, создавшими свое объединение в поддержку строительства более функциональных объектов. В это время строится типография акционерного общества «Огонек» (1931 год), а также многочисленные павильоны и фонтаны ВДНХ.


Здание акционерного общества "Огонек"

После прихода к власти Иосифа Сталина в архитектурный мир просочились тенденции так называемого «сталинского» ампира. Это помпезные, величественные сооружения, построенные, как говорится, «на века». Здание СНК СССР, главный вход в ЦПКиО им. Горького, некоторые станции московского метрополитен, фонтан «Дружба народов» - все это примеры русского ампира, которые до сих пор привлекают внимание, как россиян, так и туристов.


Главный павильон ВСВХ

Интересно, что в 50-70 года прошлого века в СССР начали находить отражение идеи «брутализма», присущие Великобритании и другим европейским зданиям. Самым ярким его образцом считается здание Онкологического цента РАМН, построенного в 1979 году. Это высокое, устремленное в небо, архитектурное сооружение было настоящим новаторством в советское время и сочетало в себе последние тенденции мирового зодчества.


Онкологический центр РАМН

Чуть позже в московскую жизнь начал пробираться «функционализм». Именно в это время происходит строительство так называемых «спальных районов», однотипных школ, больниц, заводов. Этот стиль занимает принципиальное значение в русской архитектуре. Ведь «функционализм» предполагает относительную дешевизну строительных материалов, а также возможность в короткие сроки выстроить то или иное здание.

Архитектурные тенденции других русских городов были очень схожими с московскими. Так, например, стилевую характеристику Воронежа описывают так: «купеческий, промышленный, научный». Это значит, что в начале оформления города ему были присущи черты барокко и классицизма, затем город взял курс на прагматичный подход в зодчестве, а сейчас практически все новые постройки выполняются в стиле «функционализма». Однако в отличие от «функционализма» советского периода в данный период время в Воронеже возводятся жилые дома и офисы «улучшенной планировки», позволяющие обустроить пространство как можно эффективнее и комфортабельнее.


Воронежский государственный университет


Если сравнивать историю русских архитектурных стилей с зарубежными тенденциями зодчества, то несложно заметить, что между ними есть свои точки соприкосновения. К примеру, классицизм практически в один и тот же исторический период был популярен как в России, так и заграницей. Кроме того, схожие черты появлялись и в силу обмена культурным опытом, так как в то время архитекторы активно путешествовали, отстраивая в разных городах сооружения, обладающие похожими типажами. Так, в начале 19 столетия в Петербурге строится «Казанский кафедральный собор» в стиле классицизма, в итальянской Виченции – загородная вилла «Ла-Ротонда», в Берлине – Бранденбургские ворота. Исходя из этого можно отметить, что архитектура русских и зарубежных городов развивалась практически в одно время. Стили постепенно сменяли друг друга, а архитекторы переходили от пышных форм к более современным и технологичным.

Бранденбургские ворота

В период современности главенствующим стилем в русских городах по-прежнему остается «улучшенный функционализм», изредка сменяющийся модерном или хайтеком. На западе же также уделяется большое внимание вышеперечисленным стилям, однако в последнее время было замечено все большее количество минималистических тенденций, прослеживающихся в европейской культуре и архитектуре. Таким образом, многофункциональные и концептуальные сооружения – это главная тенденция данного этапа развития архитектуры, как в России, так и за рубежом.


Башня Мэри-Экс в Лондоне


Юлия Миленина



 

Рекомендуем

Халед Хоссейни "Бегущий за ветром"
"Отряд самоубийц" реж. Дэвид Эйер
Приключенческий мир Рафаэля Сабатини
Что? Где? Когда? Ноябрьский культурный марафон
Уколи красиво («На острие», реж. Эдуард Бордуков)
Вишнёвый фестиваль в Епифани
Кино. Премьера. «Про Любовь» Анны Меликян
Федерико Феллини – неоднозначный режиссёр, однозначный гений
В поисках вдохновения. Дмитрий Мамин-Сибиряк
Лариса Лужина. Зал ожидания