Партнеры Живи добром

Агриппина Ваганова: педагог или балерина? 5 составляющих успеха

Агриппина Яковлевна Ваганова – артистка балета и педагог. Её называли «великой и ужасной», «царицей вариаций»… Что мы знаем о ней? Чего в ней присутствовало больше: балерины или педагога, теоретика или практика?

1. Согласно слухам, молодая артистка балетной труппы Мариинского театра – Груша Ваганова – пользовалась большой популярностью среди мужского пола. Чуть ли каждый вечер она проводила в ресторанах, любила драгоценности и нарядную одежду. Артистка не раз подвергалась взысканиям за неподобающее поведение на сцене: самовольно укороченную концертную юбку или перемигивание со зрителями. Но течение ее жизни показало совсем иную сущность. У Вагановой только один брак и один ребенок. Александр Андреевич Померанцев – муж артистки – был значительно старше ее и долгое время жил на две семьи. После его самоубийства в 1917 году Агриппина замуж больше не выходила и вся отдалась профессиональной деятельности.

2. Впоследствии весьма строгая к своим ученицам, Ваганова была на самом деле очень веселой и доброй. Это отчетливо проявилось, когда она, не задумываясь, усыновила детей погибшей старшей сестры – Лелю и Сережу. Ни сын Саша, ни родная внучка Людмила по стопам бабушки не пошли, но внучку мужа от первого брака Марину Померанцеву Агриппина взяла в свой класс и воспитала отличной балериной.

3. Как бы ни прославляли госпожу Ваганову в качестве отменной балерины, внешность и строение фигуры не позволили ей стать балериной в привычном для нас смысле слова. Жизнь показала, что танцовщицей балета она проявила себя в меньшей степени, в сравнении с другими сферами. Отучившись в балетном училище и получив очень неплохие оценки за свою техничность, почти 20 лет карьеры Ваганова выступала артисткой кордебалета: исполняла вторые роли бабочек, теней и сильфид. Лишь за месяц до выхода на пенсию ее перевели в должность настоящей балерины. «Шопениана, «Ручей», «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок» – вот и все балеты, в которых артистке довелось танцевать сольные партии. Хотя, по отзывам, она в них блистала.

Агриппина Ваганова в роли Эсмеральды - 1910.jpg

4. Другая половина жизни и новое направление деятельности составили истинное предназначение и раскрытие творческих способностей Вагановой как педагога. Именно в такой роли она предстает перед нами на многих фотографиях и выглядит наиболее органично. Это дама средних лет с умным взглядом, одетая дорого и строго. Здесь уже наследственная тяжеловесная внешность армянки по отцу нисколько не мешала отбирать юные таланты, воспитывать балерин согласно собственной методике и даже критиковать уже состоявшихся танцовщиц. Новаторская деятельность Вагановой в балетном училище начинается в 20ые годы, когда многие танцовщицы, критики, педагоги и артисты иммигрировали из послереволюционной России. А она сумела отстоять балетное искусство у критичной советской власти, и ее ученицы составили впоследствии славу русского балета. Все мы знаем таких танцовщиц, как  Марина Семенова, Галина Уланова, Ольга Иордан, Ирина Колпакова, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Алла Осипенко и многие другие.

Ваганова в классе Академия.jpg

5. Критичный глубокий ум, знание практики балетного искусства и непримиримое видение техники помогли не совсем удачливой балерине превратиться в знаменитого на весь мир педагога. В 1934 году она совместно с Любовью Дмитриевной Блок издала книгу «Основы классического танца», в которой изложила свою наработанную годами методику преподавания классического танца. Книга выдержала несколько изданий, была переведена на многие языки и до сих пор является важнейшим собирательным учебником русской балетной школы. Ваганова сложила и переосмыслила опыты ведущих в то время итальянской и французской школ и вывела следующие догматы: свободное владение телом в танце, крепкая постановка корпуса, правильные положения рук и особое владение ими, чередование упражнений и распределение сил при занятиях. Через некоторое время за особые заслуги перед русским балетным искусством бывшему Ленинградскому хореографическому училищу – современной Академии русского балета – было присвоено имя великого педагога А.Я. Вагановой.

Мария Игумнова

 


 

Рекомендуем

Фестиваль "Пространство режиссуры." Третий день
Всероссийский музей А. С. Пушкина
Вениамин Каверин. Бороться, искать, найти, не сдаваться
«Как молоды мы были...»
Выставка «Освобождение Крыма. 8 апреля – 12 мая 1944 года»
Как (не) написать книгу
Вишнёвый фестиваль в Епифани
Мастер пера Илья Ефимович Репин
Мэтт ЛеБлан. Роль, ставшая частью жизни
Детективные сериалы, которые покорили мир