Партнеры Живи добром

Марк Рудинштейн – персона нон грата


«Я просто сказал вслух то, о чем и так все знали».


7 апреля Марк Рудинштейн отмечает свой день рождения. Его фигура для отечественного кинематографа стала знаковой не только потому, что он талантливый продюсер, кинокритик и основатель одного из самых успешных российских фестивалей «Кинотавр», но отчасти и благодаря его «Мемуарам», опубликованным несколько лет назад. В своей книге Рудинштейн без прикрас рассказывает о закулисной жизни русского бомонда. Сам автор признается, что составляя эту книгу, находился в пограничном состоянии между жизнью и смертью. 


Рожденный в 1946 г. в Одессе в еврейской семье, Марк с юношеских лет ищет свое место под солнцем. В послевоенное время ужесточившиеся отношения между евреями и русскими повлияли и на жизнь Рудинштейна. Постоянные конфликты в школе со своими сверстниками привели его к дракам с применением ножей, а потом и к детской колонии. Чтобы избежать бандитского будущего, в пятнадцать лет Рудинштейн переезжает в Николаев и там устраивается на судостроительный завод. Потом его призывают в армию, где он меняет ненастоящее отчество Израильевич, (на самом деле отца звали Константином, а в 1949 г. в честь образования государства Израиль он взял псевдоним) на Григорьевич, в честь деда. 


Марк Рудинштейн


После службы Марк становится студентом ГИТИСа, из которого его отчисляют по политическим соображениям, не дав возможности защитить диплом. Свое образование он продолжает в стенах Щукинского училища на очно-заочном отделении в мастерской М. Тер-Захаровой. 


По окончании учебы становится директором эстрадных программ в «Росконцерте». В 1982г. на него заводят уголовное дело по статьям за «дачу взяток» и «расхищении социалистической собственности». Суд признает его виновным и выносит вердикт: 6 лет колонии с конфискацией имущества. В тюрьме Рудинштейн проводит всего 11 месяцев, его оправдывают ввиду недостаточного количества улик. В своих интервью он неоднократно подчеркивал, что время, проведенное за решеткой, напрочь лишило его чувства страха. 


Рудинштейн продолжает трудиться на ниве администраторской работы. Организовывает фирму «Подмосковье», сначала тесно сотрудничавшую с шоу-бизнесом, а впоследствии ставшей кинодистрибьютерской. Именно на базе этой компании в 1990 г. в Подольске проводится «Фестиваль некупленного кино» в поддержку отечественного кинематографа, который в перестройку переживал очень сложные времена вследствие сокращения финансирования, а также из-за развала кинопроката. Кинематографическая общественность поддержала такое начинание, и уже через год было решено перенести фестиваль в Сочи. Так возник «Кинотавр», во главе которого встали сам Рудинштейн и Олег Янковский.


Марк Рудинштейн и Олег Янковский


Рудинштейн неоднократно подчеркивал, что «Кинотавр» - это не развлечение светской тусовки на берегу Черного моря, это, прежде всего, «институт кино». Но в 2005 г. он принимает серьезное решение передать бразды правления фестивалем в руки Александру Роднянскому и Игорю Толстунову и отстраняется от дел.


Новая идея, которой так и не суждено было осуществиться, открытие, на этот раз, питерского кинофестиваля «Золотой ангел», чуть не стала для Рудинштейна роковой. Между ним и Никитой Михалковым разгорелся острый скандал. Рудинштейн потратил несколько лет на реализацию этого проекта, и как сам признается, считал его своей «лебединой песней», но, по словам продюсера, в дело вмешался Михалков и перекрыл всем кислород. Во время прений никто из них не стеснялся в выражениях в адрес друг друга. Михалков выступил на страницах «Вечерней Москвы», где заявил: «Рудинштейн всю жизнь хотел создать престижный фестиваль, но дворняге породистой собакой не стать никогда». На что его оппонент в передаче Дмитрия Диброва парировал: «Никита Сергеевич, ваш дедушка сам был дворовой. И за заслуги перед родиной получил дворянство. Так вот, лучше, когда дворовой хочет стать дворянином, чем когда дворянин хуже собаки». 


Нервное напряжение, стресс, связанный с неудачей и потерей всех денежных накоплений, вложенных в «Золотого ангела» – все это серьезно сказывается на здоровье Рудинштейна. Он вдруг на два часа теряет зрение. Квалифицированная помощь врачей приходит вовремя, и глаза удается спасти, но ему ставят страшный диагноз – диабет. Он немедленно ложится в больницу и начинает свою битву за жизнь.


Марк Рудинштейн


Каждый человек, оказавшись на краю, оглядывается назад и подводит итоги. Рудинштейн не исключение. Он начинает писать «Мемуары», в которых без прикрас рассказывает о жизни кинематографической богемы. После публикации нескольких отрывков из его книги, он становится персоной нон грата. «Мемуары» вызывают сумасшедший общественный резонанс - документальное свидетельство разврата, царящего за кулисами «Кинотавра». Передачу «Пусть говорят», посвященную этой теме снимают с эфира за несколько часов до выхода по настойчивым просьбам участников описываемых в книге событий. Сам же Рудинштейн утверждает, что главная тема его повествования – это история о гибели русского кинематографа, все остальное лишь background. «Я просто сказал вслух то, о чем и так все знали».


В очень откровенном интервью Юрию Грымову на вопрос: «Зачем?», - Рудинштейн все-таки признается, что «сорвался - сорвался больной человек, который понимает, что каждый день что-то может случиться. Я не хотел рассказывать о Янковском или об Абдулове».


«…мне стало горько. Действительно, среди этих людей нет ни одного человека, кто относился бы ко мне бескорыстно. Ни с кем мы так и не стали друзьями. Хотя не раз сидели за одним столом, выпивали, вели разговоры «за жизнь», делились своими тайнами, победами на любовном фронте, парились в бане, играли в бильярд. Они были желанными гостями на моих фестивалях, принимали их по высшему разряду, селили в лучших номерах, мой персонал был внимателен и предупредителен. Но со звездами просто невозможно дружить. С ними не стоит сближаться, чтобы не разочароваться в своих кумирах...»



Елена Полянская



 

Рекомендуем

Роберт Браунинг и его «интроспективная драма»
Нонна Терентьева — русская Мэрилин Монро
«Русская Ундина» Руслана Коршунова
Эрих Мария Ремарк. Жизнь в цитатах
Метаморфозы судьбы В. А. Тропинина
Хэй, Гитлер! («Кролик Джоджо», реж. Тайка Вайтити)
Лопе де Вега. «Феникс испанского остроумия»
Что? Где? Когда? Культурные события марта
Чего хотят женщины
Журнал «Time». Признанный авторитет