Партнеры Живи добром

Сергей Образцов – взгляды, мысли, эстетика


Каждый из нас в детстве хоть раз был на кукольном спектакле или смотрел кукольные мультики. «38 попугаев», «Чебурашка и крокодил Гена», «Кошкин дом» - список можно продолжать бесконечно. Однако, существует укоренившийся стереотип, что куклы только для детей, хотя кукольный театр – полноценный жанр сценического искусства, о чем неустанно повторял выдающийся театральный деятель, основатель и руководитель неповторимого в своем роде театра кукол Сергей Владимирович Образцов. Но прежде чем найти дело всей своей жизни, а руководить театром «мини-актеров» он будет порядка шестидесяти лет, Образцов пробовал себя и в других сферах. 


Сергей Образцов


Его мечтой детства была живопись. После окончания реальной школы, он поступает в Высшие художественно-технические мастерские на курс Архипова. Уже тогда у Образцова складывается определенное отношение к искусству. Для него искусство - это органическая часть человеческой жизни без высокопарности, что-то естественное и ясное. Такое восприятие мира Сергей Владимирович считал наследственным, перешедшим от отца – крупного ученого и известного академика. 


Еще из детства он подчеркнул, с какой простотой и непринужденностью Образцов-старший рассуждает на культурные темы, не переходя на пафос и не превознося своей личной оценки. Художественное образование научило будущего театрального деятеля наблюдать за жизнью, мыслить образами. 


Сергей Образцов


Некоторое время спустя, карьера живописца отошла на второй план, а Сергей Владимирович по советам друзей и знакомых, одним из которых был сын Шаляпина, решил попробовать свои силы в исполнительном искусстве. Он поступает в частную школу А. Г. Шора на вокальное отделение, однако, талантливым студентом его не считают, это был всего лишь переходный этап к настоящему творчеству. 


Благодаря учебе в частной школе, Образцов попадает в театр Немировича-Данченко, где начинается его актерская карьера. Здесь он осваивает азы игры, по-новому открывает для себя «систему» Станиславского, так как в частной школе ее касались поверхностно. Главное, что он понимает принципы создания образов, постигает основы режиссуры. Тем не менее Образцова все больше и больше привлекает мир кукол. 


Начав с шутливого игрушечного негра, сделанного для забавы, уже к середине тридцатых Сергей Владимирович становится известным как основатель пародийного жанра «романсов с куклами». В своих представлениях он высмеивает надменность некоторых актеров и тривиальность обыденности. 


Сергей Образцов


В 1931 году Образцов открывает собственный кукольный театр. Для него кукла – это носитель внешнего образа в театре, это тот же самый актер, только требующий определенного подхода и работы, но актер не самоценный. Не менее важная роль в создании картины отведена кукольнику. Благодаря ему, обычный предмет оживает на глазах у зрителя и становится полноценным персонажем. Кукловод для Образцова есть не просто формальная фигура, приводящая в движение куклу, а полноправный создатель образа. Понимая это, Сергей Владимирович неустанно разрабатывал новые методики, изучал особенности игры, устройство сцены в кукольном театре. На эту тему написаны многие его труды. Вот такой серьезный подход к такому, на первый взгляд, несерьезному делу.



Анна Дякина



 

Рекомендуем

Чехов и его «лёгкие миры»
"Чужой" среди своих. История франшизы
Новый альбом Джастина Тимберлейка «Man of the Woods»
Разговорник Холокоста («Уроки фарси», реж. Вадим Перельман)
«Принцесса Клевская». Первый психологический роман
«Он был создан для живописи, ощущал мир живописно - как пиршество красок - и едва ли не олицетворял собой само это искусство.»
Тарантино в Москве
Данте Алигьери и русская литература
Эскизы жизни. Памяти Сергея Федоровича Бондарчука
Волшебник из страны СССР Александр Птушко