Партнеры Живи добром

Неугасающий «Огонек»

 

В 2014 году старейший российский журнал «Огонек» отметил свое 115-летие. Трудно себе представить издание, которое бы оставалось неизменно популярным среди населения в течение такого количества времени. Создатели еженедельника, талантливые журналисты, фотографы, редакторы сумели пронести через десятилетия фирменный стиль журнала, который привлекает широкую массу читателей. В чем же заключается секрет долголетия «Огонька»?

огонек 6.jpg

Первый номер журнала датируется 1899 годом. Он представлял собой литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», которую издавал Станислав Проппер в Северной столице.

В самом первом «Огоньке» были опубликованы: рецензия на комедию Д. Боборыкина «Накипь», поставленная в Александринском театре, сообщение о демонстрации усовершенствованного телефонного аппарата в Парижской академии наук и освящении нового здания народной библиотеки-читальни им. Пушкина, и даже статья о роли экспертов в правосудии. Выпуск был украшен картинками и носил название «Иллюстрированное обозрение общественной и политической жизни, наук и изящных искусств».

огонек2.jpg

Создатели «Огонька» сразу поставили перед собой амбициозную задачу сделать не просто приложение к газете, но журнал, в котором можно прочитать статью на любую интересную тему. К тому же, стоимость «Огонька» на 1917 год составляла 20 копеек, и он быстро раскупался.

Обложка первого номера еженедельника за 1917 год представляла собой рисунок художника И. Владимирова, с изображением уборки хлеба в районе неприятельского обстрела.

Выпуск насчитывал уже 20 страниц, которые полностью были заняты рассказами, сказками, переводами песен английских моряков, кроме того, включали большое количество рекламы – от бухгалтерских курсов и книг до кремов и услуг по предсказанию будущего.

огонек 5.jpg

Например, интересным выглядит объявление о чудодейственном «Самообладателе» – индийском приборе, помогающем преодолеть застенчивость, страх и приобрести власть над собой и другими. Однако самым главным стала смена статуса «Огонька» – он больше не является приложением к газете, а представляет собой самостоятельный «Еженедельный художественно-литературный журнал».

С начала века тираж самого популярного журнала составлял 120 тысяч экземпляров. С ним сотрудничали известные писатели и иллюстраторы: например, в том же 1917 году в еженедельнике был опубликован рассказ «Кузьма Плошка» за авторством Петра Гнедича.

В 1918 году выпуск журнала был прекращен в связи с революционными потрясениями в стране, а спустя пять лет «Огонек» появился в Москве. Его главным редактором стал Михаил Кольцов, публицист, работающий в жанре политического фельетона, который впоследствии занимал такой же пост в журнале «Крокодил». Он также являлся инициатором создания совместного романа «Большие пожары» о таинственных возгораниях в придуманном советском городе.

кольцов.jpg

Произведение печатали по одной главе в каждом номере, однако издать роман в одной книге стало возможным только в 2009 году. Период времени, когда журналом руководил Кольцов, считают основополагающим для его дальнейшего развития как серьезного, качественного издания, которому присущи не только грамотный стиль изложения и стремление освещать насущные вопросы общества, но и оригинальные фотоматериалы и интересные рубрики. 

Впрочем, до 1940 года «Огонек», по сути, еженедельником не являлся – печаталось 36 номеров в год, однако затем он по праву стал еженедельным журналом, выходящим по понедельникам. Тираж рос большими темпами: за два года с момента возобновления деятельности журнала он достиг 500 тысяч копий. В советское время журнал выпускался издательством «Правда». 

В 1938 году, в связи с репрессиями в отношении Кольцова, главным редактором на недолгое время стал Евгений Петров, писатель, журналист, сотрудничавший с Ильей Ильфом. Спустя семь лет его сменяет поэт Алексей Сурков, с приходом которого нововведением стало решение размещать на обложке изображения известных советских граждан – от космонавтов до артистов.

ильф и петров 2.jpg

«Огонек» военных лет – это выпуски со строгими рубриками «Люди и события», «Дневник войны», «За рубежом» и другими, задача которых – поднять боевой дух военных и сплотить население перед общим врагом. Даже в таких тяжелых условиях в журнале находится местечко для юмора – периодически в нем появляются карикатуры на фашистских военачальников.

После войны пост главного редактора переходит к поэту и публицисту Анатолию Софронову, известному по военным песням и водевильным пьесам. Деятельность Софронова как главного редактора «Огонька» оценивается его коллегами по литературному цеху противоречиво, тем не менее, популярность журнала только растет.

В тридцать пятый номер «Огонька» за 1955 год включены темы про атомную энергетику, посещение Москвы иностранными делегатами, рассказ «Переходный возраст», репортажи про Вьетнам и Индию, книжный обзор и кроссворд. В первый номер за январь 1970 года – статья «Где рождается утро» про северные морские границы СССР, интервью с тремя людьми, прошедшими Великую Отечественную войну, о том, как они встретили 1945 год, блиц-опрос спортсменов, рассказ «Антиквары».

огонек 11.jpg

Все это сопровождается замечательными красочными фотографиями. Каждый номер журнала передается из рук в руки, читается по нескольку раз, а понравившиеся фотографии вырезаются на память.

Отдельно стоит отметить, что с 1925 по 1991 годы продавались книги из «Библиотеки Огонька», которые включали в себя публикации известнейших произведений знаменитых писателей.

В годы перестройки и 90-е годы у «Огонька» сменились три главных редактора – Виталий Коротич, Лев Гущин и Владимир Чернов. Они приложили максимум усилий, чтобы журнал выжил в непростых условиях переходной экономики и продолжил радовать своих читателей новыми выпусками.  

огонек1.jpg

После перипетий, связанных со сменой издательского дома, главным редактором был назначен Виктор Лошак, а в 2012 году его место занял журналист Сергей Агафонов. По мнению Лошака, «Огонек» – общероссийский символ, и необходимо соблюдать баланс между сохранением аутентичности журнала и стремлением к новизне.

Впрочем, читатели могут наблюдать, что нынешнему составу журналистов, писателей, редакторов и фотографов, работающих над каждым выпуском, это вполне удается. Журнал читают люди разного образования, профессий, увлечений, но каждый из них находит для себя что-то новое и интересное. В свою очередь, команда журнала готова совершенствовать «Огонек» и поддерживать его многолетнюю репутацию.

 

Екатерина Постная

  


 

Рекомендуем

Люди века саг
«Between the Earth and the Stars»: космический альбом Bonnie Tyler
Да будет секс («Безумное кино для взрослых», реж. Раду Жуде)
Всемирный день писателя
Семен Венгеров. Главный «книжный шкаф» Российской империи.
Противоречие ради баланса. Симона де Бовуар
Реквием Дж.Верди к 80-летию Елены Образцовой
Виктор Иванович сердится ("Крид 2" реж. Стивен Кейпл мл.)
Татьяна Доронина. Одаренная талантом и красотой
Чудо новой жизни («Божественная любовь» реж. Габриэль Маскаро)