Партнеры Живи добром

Лучший художник Англии и его нимфы


Тсс! Они дремлют в тени ветвистого дуба. Красивые, пышные, обнаженные. Питер Лели называет их нежно нимфами и с любовью рисует каждый изгиб, каждую черточку, румянец на лицах. Сонное царство, лишь раздаются редкие птичьи трели. Это полотно «Нимфы у фонтана». Лели создал его в самом начале творческого пути. Тогда он был молод и предан себе. Мы расскажем вам историю о талантливом, но тщеславном художнике; историю о тех временах и тех нравах.

нимфы у фонтана.jpg

В 1618 году в семье голландского офицера родился мальчик по имени Питер ван дер Фес. Позже он станет известен как Питер Лели и будет признан «Лучшим художником Англии». Его псевдоним – дань семейной истории: лилия была изображена на крыше дома его отца в Гааге.

Питеру повезло оказаться в нужное время в нужном месте. Голландское происхождение и получение художественного образования в Гарлеме стали главными козырями Питера Лели. Он в совершенстве освоил технику голландского барокко, к которому в Англии теперь относились с большим теплом. Питер Лели вдохновлялся творчеством Энтони ван Дейка, придворного художника и ведущего английского портретиста своего времени. Переехав в Лондон точно в год его смерти, Питер Лели будто принял эстафету, быстро достигнув успеха в кругах английской знати.

Ранние работы Питера Лели восхищают. Художник писал картины по мотивам религиозных и мифологических сюжетов. «Нимфы у фонтана», «Похищение Европы», «Влюбленные на природе» - эти картины живые и чувственные, каждая хранит в себе историю, сказку, момент. Он внимателен к эмоциям, и лица изображает аккуратно, четкими линиями. Зритель задержится у полотна, приглядится, ведь персонажи такие разные – задумчивые, счастливые или сонные, но обязательно свободные.

Именно дух свободы отличает его ранние произведения от последующих - свободы выбора и самовыражения. Перебравшись в Англию, Питер Лели открыл, что его полотна о мифах и религии не отвечают интересам публики. Ричард Лавлейс, английский поэт и друг Питера Лели, тогда рассказал художнику, что современные вельможи равнодушны к искусству как таковому, что любуются они лишь портретами, собственными или красивых дам. Так Питер Лели стал портретистом. Нарративные полотна занимали все меньшую долю в новых работах художника, пока он вовсе не отказался от них в пользу портретов, что были намного более прибыльными.

Виндзорская красавица.jpg

«Виндзорские красавицы», наверное, самая знаменитая серия портретов Питера Лели. Некогда они украшали спальню королевы, а сейчас их можно найти в Хэмптон-Корте – дворце на берегу Темзы. Анна, герцогиня Йоркская, заказала эту серию портретов с целью запечатлеть самых эффектных дам двора. Разглядываю первый портрет серии: художник играет цветом, снова замечает детали и прорисовывает каждую, начиная от блеска ожерелья, заканчивая складкой на юбке платья. Но, перейдя к следующему портрету, с удивлением замечаю, насколько эта девушка похожа на предыдущую. Особы на портретах лишены индивидуальности, сменяются платья и декорации, но не лица. Секрет в том, что каждая дама просила сделать ее черты более похожими на черты фаворитки короля. Кроме того, каждая, в тайне или открыто, мечтала стать следующей фавориткой, поэтому кисти Питера Лели приходилось исполнять роль фотошопа своего времени – подправлять, выравнивать, уменьшать. И данная способность художника, наряду с тем, что он умело держал нейтралитет, одинаково улыбаясь представителям соперничающих политических групп, сделала его чрезвычайно популярным и уважаемым.

Он стал придворным художником и рисовал портреты королевской семьи, принял английское подданство и стал сэром Питером Лели. Заказов было так много, что вскоре он ограничивался лишь изображением лиц, а его ученики заканчивали портреты, имитируя стиль Питера Лели. По этой причине не все портреты Питера Лели отличаются высоким качеством. Многие критики сходятся во мнении, что именно ранние работы Лели несут в себе истинную ценность, несмотря на то что художник прославился как портретист. После смерти художника десятки «рабов» заканчивали его картины на продажу.

Сегодня талантливые художники рисуют картинки для рекламных плакатов, а музыканты с превосходным образованием пишут примитивные песни. Удивительно, насколько вечна дилемма о настоящем искусстве и коммерческом творчестве.

 

Азалия Нехорошева



 

Рекомендуем

Дон Джонсон: «Я лучше, чем Пачино. Я лучше, чем Де Ниро»
PUBLIC TALK c Гариком Сукачевым, Михаилом Ефремовым, Ольгой Свибловой и Игорем Верещагиным
К юбилею Сергея Рахманинова. «Франческа да Римини»
Под покровительством Сталина. История Бориса Андреева
Анонс. Comic Con Russia 2016
Как родилась «свобода» Айседоры Дункан
«Гений песни» Алексей Фатьянов
Выставка «Мир женщины на страницах дореволюционных женских журналов»
Выставка «Истории достоинства. От Владимира - до Владимира»
Памяти Люсьены Овчинниковой. Несчастливая сказка о советской Золушке