Партнеры Живи добром

Гарри Гаррисон. Герой нашего времени


Выдающийся американский фантаст, профессиональный литератор, автор порядка двухсот опубликованных рассказов и 50 романов, гражданин Мира – Гарри Гаррисон – поистине является героем нашего времени. Его книгами зачитываются вот уже несколько поколений людей, каждый находит в них что-то свое. Но как же складывалась жизнь этого интереснейшего человека?


Гарри Гаррисон


Родился Гарри 12 марта 1925 года в Стэмфорде, США. Его мать была учительницей, а отец Генри Лео Демпси печатником из Онейды. При рождении младенца случилась одна очень интересная история: когда Генри пошел регистрировать новорождённого сына, то присвоил ему имя Генри Максвелл Демпси, в то время как семье сообщил, что мальчика зовут Гарри Гаррисон. Многие годы мальчик рос, не подозревая о наличии «второго имени». Когда всё выяснилось, стало понятно, что он стал единственным писателем, который использовал свою настоящую фамилию (Демпси), как псевдоним.


У будущего писателя была очень интересная и насыщенная жизнь.  В 1927 году, когда ему было всего 2 года,  семья Гарри сменила место жительства, переехав в Бруклин (Нью-Йорк). Его детство было безрадостным. Будучи единственным ребенком в семье, почти всегда находился в одиночестве, ведь родители не могли уделять должного времени сыну. Это были годы Великой депрессии, период массовой безработицы, приходилось часто менять квартиры. Маленький Гарри помнил, что было очень трудно, у отца не было работы. Хотя он и являлся хорошим специалистом, им приходилось прятаться от кредиторов. 


Мальчик был посвящен сам себе, рано научился чтению и письму, это были единственные занятия в свободное время. Он читал всё, что можно было прочитать, в особенности «пульпу» (дешевые издания). Так  Гарри познакомился с низкопробной литературой. Но из всех жанров ему больше всего импонировала фантастика. До двенадцати лет Гаррисон был неконтактным и испытывал  трудности в общении со сверстниками. Поэтому всё свое время он отдавал литературе, постоянно посещал публичную библиотеку, пусть и находилась она далеко от дома. Всё, что ему было необходимо, он брал из книг, читая даже на ходу.


С 1943 по 1946 годы, после окончания средней школы, служил в армии США, носил звание сержанта. Восемнадцатилетний Гарри был инструктором стрельбы, водителем грузовика, служил на военной авиабазе, был удостоен медали снайпера.  Но за несколько лет, проведенных в армии, Гаррисон всей душой возненавидел её. Впоследствии эта ненависть вылилась на страницы романов писателя, например, в антивоенном произведении «Билл, Герой Галактики» (1965).  Он говорил, что армия – это «мешанина из садизма, непререкаемого авторитета, жестокости, расизма, нетерпимости, вульгарности...». Впрочем, через некоторое время, писатель всё же изменил свою точку зрения, он стал уверять, что армия дала ему большой опыт и много ценнейших навыков, но абсолютно не подготовила к возвращению в реальную жизнь, поэтому и развила в нем такую антипатию.


Гарри Гаррисон


Чтобы не разучиться мыслить, а вероятность такого исхода была большой, во время службы фантаст увлёкся универсальным международным языком эсперанто. В дальнейшем он мог совершенно свободно разговаривать на нем и вводил его во многие свои произведения, преподнося читателю это, как способ межпланетного общения его героев. 


После демобилизации Гаррисон решил посвятить себя живописи, учился в школе карикатуристов и иллюстраторов, а также в Нью-Йоркском колледже, постигая изобразительное искусство, но не смог выдержать и года учебы. Но по природе своей он был настойчив и продолжил обучение в частном порядке. Чтобы заработать хоть немного, брался рисовать всё, лишь бы платили. Впоследствии иллюстрировал «Worlds Beyond», где в 1951 году был опубликован его первый научно-фантастический очерк «Проникающий в скалы». Для начинающего автора, Гаррисон пользовался огромным успехом у современников. Вскоре Гарри совсем переключился на редакторскую и литературную деятельность.


Немногим известно, что Гаррисон был дважды женат. После первого неудачного брака с Эвелин Харрисон, в 1951 году писатель познакомился с Джоан Мерклер, которая была спутницей его жизни до 2002 года. В 30 лет стал отцом сына Тодда. А еще через 4 года стал папой во второй раз, на этот раз в их семье было пополнение дочерью Мойрой.

В самые первые годы молодому семейству приходилось трудно. В 60-х фантасту надо было думать, прежде всего, о «хлебе насущном», а не о творчестве, денег не было даже на нормальное пропитание. Гаррисон вспоминал в одном из интервью, что главной мечтой в те времена было начать зарабатывать столько, сколько получает лифтер в издательстве, выпускающем его книги. Ровно 15 лет он добивался своей цели, а до конца восьмидесятых писатель часто был в долгах, не мог нормально зарабатывать и  расплатиться с кредиторами.


Всю сознательную жизнь Гаррисон провел в путешествиях и постоянных переездах: в 1956 году перебрались в Мексику, где  началась работа над романом «Мир смерти» («Неукротимая планета» рус.). Позднее Гаррисоны жили в разных городах Великобритании, затем в Дании, Италии и многих других городах Европы. В общей сложности его семья посетила более пятидесяти стран мира, писатель знал и мог свободно разговаривать на 8 языках. Интересно, что также он  жил несколько месяцев и в России, а последние 30 лет находился в Ирландии. После смерти жены в 2002 переехал в дом престарелых близ города Льюис в графстве Суссекс, где и скончался в 2012 в возрасте 87 лет.


Гарри Гаррисон считал себя гражданином мира, однажды сказав, что для него не существует понятия Родины. С самого детства семья мальчика меняла место жительства, поэтому он считал, что переезды – это некое проявление свободы и говорил: «Если в стране хорошо живется и работается — чем это не родина? Каждая страна очень своеобразна, я выучил разные языки, посмотрел мир, и, по-моему, это хорошо».


Романы и научно-фантастические рассказы Гаррисона популярны и по сей день. Они отличаются необыкновенной сюжетной изобретательностью.  В его произведениях преобладают увлекательные приключения, запутанные интриги, счастливые развязки. Главной особенностью романов Гаррисона – острый слог автора, наличие юмора и даже сарказма. Автор всячески высмеивал полицию, армию и власть во многих своих работах. Зачастую его главные герои и являлись объектом иронии.


Гарри Гаррисон


Уже экранизирован роман «Подвиньтесь! Подвиньтесь!», написанный Гаррисоном в 1966. Через 7 лет после его написания американский режиссер Ричард Флайшер снял фильм «Зеленый Сойлент». Основная идея книги и фильма-антиутопии – риск перенаселенности нашей планеты, истощенности природных ресурсов, исчезновения радости и счастья у людей.


Но не только в Америке был интерес к творчеству писателя. Книги Гаррисона стали особенно популярны в постсоветской России, а Антон Молчанов и Михаил Ахманов даже удостоились написать пять последних книг из цикла «Мир смерти» в соавторстве с Гаррисоном. Также кинокомпания «Парадиз» решилась экранизировать фильм по первой части из трилогии «Запад Эдема». Продюсеры обещали не просто кино на один вечер, а настоящее интеллектуальное зрелище, чтобы никого не оставить равнодушным. Даты релиза были запланированы на 2014 год, но пока о выходе ничего не известно.


Еще при жизни Гаррисон был удостоен всяческих наград, его творчество высоко ценили во многих странах мира, в том числе и в России. В этом году герою нашего времени исполнилось бы 90 лет. Он всегда мечтал о бессмертии, чтобы можно было отправиться не только в путешествия по миру, но и на другие планеты, в другие галактики, чтобы человек смог бы добиться всех поставленных целей; с даром вечной жизни воплотить в реальность всё задуманное. Гарри Гаррисон умер 3 года назад, но его мечта исполнилась, ведь он оставил бессмертный отпечаток в сердцах многих людей.



Евгения Фалькович



 

Рекомендуем

Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского
Российские дизайнеры проведут акцию против СПИДа
Юбилейный концерт Артема Дервоеда
Московский областной театр юного зрителя
Приветы из Епифани
Кирилл Лавров: «Рыцарь петербургского образа»
Эли Дюкоммен "За мир!"
Фильм недели. Премьера. «Левша»
Гала-концерт «Оперный Бал Елены Образцовой». Не в память, а в честь.
Невозможность жизни («Дылда» реж. Кантемир Балагов)