Партнеры Живи добром

Владимир Высоцкий: взлеты и падения легенды

 

Нет, жить можно, жить нужно и — много:
Пить, страдать, ревновать и любить, —
Не тащиться по жизни  убого —
А дышать ею, петь её, пить!

(Владимир Высокций)

За последнее десятилетие Владимир Высоцкий стал настоящим кумиром и легендой сегодняшнего времени. Согласно социологическим опросам, его популярность в 2010-х годах внезапно взлетела, уступив место только народной любви к первому советскому космонавту Юрию Гагарину. 

По всем городам России устанавливаются памятники, мемориальные доски, бюсты Высоцкого, его именем называются улицы, парки, набережные, театры и даже скалы и астероиды гордо носят его имя. Чем же вызвана его небывалая популярность, ведь расцвет его творческой деятельности пришелся на далекие 1970-е годы, когда сегодняшние почитатели его таланта либо были еще совсем юны, либо вовсе не родились? 

Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий – человек необъятной личности и многогранного таланта. Он писал простые и понятные народу песни, трогающие за душу, сочинял стихи про очень нужные и важные вещи в жизни каждого человека: про солдат, отдавших жизни за свою родину, про верную дружбу и настоящую любовь. 

И вдоволь будет странствий и скитаний:

Страна Любви - великая страна!

И с рыцарей своих - для испытаний –

Всё строже станет спрашивать она:

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна...

Но вспять безумцев не поворотить –

Они уже согласны заплатить:

Любой ценой - и жизнью бы рискнули, -

Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить

Волшебную невидимую нить,

Которую меж ними протянули...

 

Владимир Высоцкий навсегда останется в памяти народа как превосходный актер театра и кино. Закончив школу-студию МХАТ, он играл в театре А.С. Пушкина, пытался поступить на службу в «Современник», но многие годы жизни отдал тяжелой и вдохновенной работе в Московском театре драмы и комедии на Таганке.  

Играя «Гамлета», он до остатка выворачивал себя наизнанку, оставляя на сцене все свои силы, отчаянно, с надрывом, словно бы намеренно стараясь измотать себя до изнеможения. На разрыв аорты он отпевал бесконечные концерты (буквально, ибо ближе к концу жизни у него однажды лопнул в горле сосуд, отчего смерть вплотную приблизилась к нему).  

Владимир Высоцкий

Но не к смерти он стремился, не ее он желал, терзая свой организм, лишая себя сна и отдыха. Всем свои существом он жаждал жизни, он не хотел упускать ни одной секунды своей жизни, наполняя ее работой, писанием стихов, театральными репетициями, репетициями и съемками в кино, музыкальными концертами, записями песен, встречами с друзьями, вином, женщинами… 

Только бы заглушить унылое однообразие жизни, только бы поскорее жить. Его современники в последнее время очень часто вспоминают, что он постоянно находился в движении, он не ходил, а бегал, быстро ел, спал, писал песни, он торопился заполнить все мгновения отпущенного ему срока активной деятельностью, смыслом, творчеством. Любое промедление как уход в небытие, как непростительная ошибка, упущение бесценного времени. Убивая себя в творчестве, он давал себе жизнь в вечности. Но это ли сподвигло сегодняшних юношей и девушек, пап и мам и более возрастное поколение возродить интерес к персоне автора и исполнителя Владимира Высоцкого? Представляется, что дело далеко не в этом.

В 2000-е года, когда Россия окончательно освободилась от гнета социалистической пропаганды, когда общество стало смелее высказывать свои взгляды, мнения, а со дня смерти Высоцкого прошло уже более двадцати лет, его жизнь стала приоткрываться с ранее неизвестной почти никому стороны. Друзья и самое близкое окружение Владимира Высоцкого стали – кто письменно, издавая автобиографии, кто устно, давая интервью в документальные фильмы, – делиться воспоминаниями о его жизни. Давность лет снимала с них обвинения в разглашении подробностей личности жизни друга и возлюбленного. Медиа, в погоне за рейтингами, в наибольшей степени интересовалось последними годами жизни Высоцкого, полных неприглядных подробностей. 

Владимир Высоцкий

Так, режиссеры документалисты приложили максимум усилий к тому, чтобы по дням и часам восстановить хронологию событий жизни Высоцкого в завершающий период его жизни, обозначенный клинической смертью, злоупотреблениями алкоголем и наркотической зависимостью. Их усилия были закреплены выпуском в 2011 году интригующего фильма Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой» со сценарием самого сына главного персонажа фильма – Никиты Высоцкого. 

Чудеса грима позволили оживить кумира XX века на большом экране, опять же, подробным образом изобразив события, приведшие Высоцкого к смерти. Друзья, сокрушающиеся из-за того, что не уберегли хорошего друга, не смогли помочь ему справиться с пагубными пристрастиями, а даже наоборот, рискуя своей свободой, доставали ему «лекарства» для избавления от навязчивой мрачности окружающей жизни.  

Владимир Высоцкий

Врачи, вынужденные все оставшиеся годы жалеть о том, что побоялись брать на себя ответственность реанимировать Высоцкого, делая это в условиях обычной городской квартиры, что и привело в итоге к его смерти.Вот и получается, что за последние годы интерес к творчеству Владимира Высоцкого снижается, а интерес к его закулисной жизни бьет все рекорды, потому что узнавать о падении идеала намного заманчивее, нежели потрудиться вникнуть во все то, что он пытался сказать людям своим творчеством. 

Знать Владимира Семеновича Высоцкого как человека необычайного таланта, выносливости, высочайшего человеческого достоинства, искренности в каждом действии – будь то роль в кино, театре, исполнение или написание песни, дружба с людьми или влюбленность в женщину – знать его как человека, который передает в мир всю полноту дарования, отпущенного ему богом, значит, самому оставаться интеллигентным, высококультурным человеком. 

И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: «Спасибо, что живой»


 

Анна Иоки




 

Рекомендуем

Мюзикл. История жанра
Овцы – не то, чем кажутся («Приди ко мне», реж. Малгожата Шумовска)
«Ушедший караван». Концерт классической иранской музыки
«Эффект» Джона Грина
Бунтарская жизнь одной фигуристки («Тоня против всех» реж. Крэйг Гиллеспи)
Главное, чтобы костюмчик сидел
Николай Бурляев: «Прожить, а не изображать»
Вера холодная: «Тернистой славы путь»
Истинный представитель богемы - Амедео Модильяни
Завершился отборочный тур в Открытый космос