Партнеры Живи добром

Б.В. Дуров – инженер, режиссер, настоящий мужчина


Борис Валентинович Дуров, родившийся 12 марта 1937г. в Славянске, не сразу пришел в кино. Он закончил Казанское суворовское училище и Рижское инженерно-авиационное училище, но в связи с его расформированием о карьере военного пришлось забыть. Так, в 30 лет Дуров поступил во ВГИК в мастерскую Якова Сегеля и закончил его в 1967г.


Этот год был одним из самых важных в жизни режиссера: именно тогда он дебютировал с картиной «Вертикаль», в которой сыграли Лариса Лужина и Владимир Высоцкий. Вместе со Станиславом Говорухиным Дуров приехал в Одессу снимать короткометражку «Морские рассказы» для диплома. Там им случайно встретился директор Одесской киностудии, у которого «горел» сценарий. Молодые люди с радостью взялись за работу, переписали никчемный, по их мнению, сценарий и сменили название с «Мы одержимые» на «Вертикаль».


Борис Дуров


Правда, новый сценарий был не лучше старого. Тогда родилась идея построить фильм на песнях, а соответственно выбор актера на главную роль пал на Владимира Высоцкого, чьи песни тогда были на пике популярности. Съемки «Вертикали», проходившие в горах Кабардино-Балкарии,  были запоминающимся эпизодом для многих членов съемочной группы. 


Станислав Говорухин рассказывал: «Фильм «Вертикаль» был моей и Бори Дурова дипломной работой. Сколько воды с тех пор утекло, а будто каждый съемочный день помню…» И, действительно, было, что вспомнить. Высоцкий, душа компании, постоянно играл на гитаре, проверяя на слушателях- альпинистах новые песни. Они были убеждены, что Высоцкий опытный скалолаз, хотя на самом деле бард впервые увидел горы незадолго до съемок. 


Борис Дуров "Вертикаль"


«- Мы три недели тренировались, лазили, жили на леднике... Я видел там настоящую мужскую дружбу, которая может быть только у Ремарка в «Трех товарищах» и вот в горах у альпинистов - больше нигде», - делился Высоцкий.


После съемок «Вертикали» Дуров работал преимущественно на киностудии им. Горького. В 1979г. вышел первый «русский боевик» «Пираты XX века». Картина стала лидером проката в 1980г., несмотря на то, что тогда же «крутили» легендарные «Москва слезам не верит» и «Экипаж». Дуров хотел показать в фильме «настоящего русского мужика», который может спасти и корабль, и любимую женщину. Чтобы фильм появился на экранах, пришлось не мало «побороться» с Цензурным комитетом. Режиссер отстоял и опиум для фармацевтической промышленности, который должны были вести корабли, и сцены с каратэ, которое было запрещено в СССР.


Картины Дурова отличаются разнообразием жанров. Так, в 1982г. появилась мелодрама «Не могу сказать «прощай», а в 1990г. мистический триллер  «Чёрная магия, или Свидание с дьяволом».


В 2000г. Дуров был удостоен звания Заслуженного деятеля искусства Российской Федерации. К сожалению, после смерти (режиссер умер 5 апреля 2007г.) он не так известен. 


Борис Дуров "Вертикаль"


Возможно, киноработы затмили самого Мастера. Дуров оставил свой след в искусстве не только как сценарист и режиссер, но и как «пророк». Еще в начале 80-х он предрекал: «Слишком обилен «выбор» эстрадных кумиров, поющих фальцетом, эксцентричных и ломких, насаждающих у молодежи вкусы и привычки не самого мужественного характера.


Слишком часто наш экран оказывается перенаселенным эдакими рафинированными, сосредоточенно исследующими собственные слабости мужчинами, не способными к действию, беззащитными и физически, и морально. Слишком много появляется сегодня, так сказать, «квартирных» фильмов. А человек, особенно молодой, нуждается в идеале, воплощающем благородство жизненных целей, идейную убежденность, трудолюбие и мужество».



Рита Бережная





 

Рекомендуем

Кино. Премьера. «Иерей Сан. Исповедь самурая»
Месть от кутюр («Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи)
«Полуюбилейный» сезон открыт! Театр «Балет Москва»
Романтика во время коммунизма. Константин Паустовский
Пленительное счастье Игоря Костолевского
Джорджо Вазари. Основоположник искусствознания
Гала-концерт лауреатов Международного конкурса Елены Образцовой
Не один в поле («ЛЕГО Фильм: Бэтмен», реж. Крис МакКей)
Нереальное кино. Короткий метр на кинофестивале "Сталкер"
За кулисами музейной жизни