Партнеры Живи добром

Фильмы о молодежи на фестивале RIFF. Мировая девочка


"И целый мир между нами"


Название фильма Марко Даниэли «La Ragazza Del Mondo» можно перевести по-разному: «Мировая девчонка», «Мирская девчонка», но тот, что предлагается на фестивале RIFF – «И целый мир между нами» – кажется, все же самый точный.

Джулия – из секты свидетелей Иеговы. Ей запрещено жить для себя: все должно быть строго регламентировано и подчинено интересам общины. Вроде бы даже невинные и полезные вещи, такие, как поступление в университете, оказываются под запретом. Что уж говорить о «сексуальных отношениях» с мирским парнем Либеро (имя переводится как «свободный»), который только что вышел из тюрьмы, куда попал из-за наркотиков. При всех различиях, они имеют нечто общее: каждый со своей стороны, они исключены из нормальной общественной жизни. Джулии позволено общаться только со своими, Либеро не приемлет никакой мир, кроме преступного. Так они и оказались по разные стороны общества, в одинаковой степени за пределами «нормы». Но и в благообразном и богобоязненном мире свидетелей творятся свои черные дела: за общение с Либеро Джулия оказывается на допросе, где трое мужчин пытаются вытащить из нее все подробности – как они целовались и где именно прикасались друг к другу. Что до Либеро – он всего-то крадет с одной работы распылитель для краски, а с другой – пакет наркотиков. В его случае ничего необычного.

Фильм, где все и так вращается вокруг религии, полон элегантных библейских символов: Джулия и Либеро работают на столярной фабрике – отсылка к Иосифу-плотнику. Все, что окружает Джулию, представляется как искушение: и учеба в университете, и отношения с Либеро, и общение с исключенной из общины женщиной – в прошлом няней Джулии. В самом начале Либеро заявляет: «Есть в этом что-то демоническое». Однако тема «блудного сына», или же блудной дочери, получает иное развитие. Однозначно сказать, сдается Джулия на милость искушения или, наоборот, выигрывает битву с бредом окружающего ее общества, не удается. Устав от запретов, тотального контроля, она с криком «Хватит указывать мне, что делать» уходит из общины в мир Либеро. Там она, наконец, находит свободу и любовь – но попадает в неприятности совсем другого толка. Этот переход изящно обозначен одним кадром: вслед за Либеро Джулия идет по дороге, мощеной плиткой: от светлой стороны к темной.

Съемки в полной мере соответствуют настроению фильма: необычные ракурсы, сдержанный свет, природа ранней осени. Особенно радует изобилие крупных планов, так и хочется заглянуть в глаза героев, понять, что ими

движет и к чему они стремятся. В лице Джулии мы видим и маленькую девочку, которая до сих пор дурачится с сестренкой, и трепетную девушку, еще незрелую и нерешительную, и взрослую женщину – как ни прискорбно, придавленную нескончаемыми проблемами. Актриса Сара Серрайокко в свои 27 показала редкое мастерство и талант, которые уже были отмечены наградами на многих важных кинофестивалях Италии.

Морализаторства нет, нет однозначного вывода, пожалуй, кроме одного: это фильм о крайностях и законе маятника: легче впасть в крайности, находясь в противоположной ситуации, а не в золотой середине. Легче заблудиться, когда тебя постоянно водили за руку. И намного сложнее вернуться назад или хотя бы к нормальной жизни. Так что берегите себя – и да прибудет с вами здравый смысл.


"И целый мир между нами"


Яна Ларина



 

Рекомендуем

Мишель де Клерк — ядро Амстердамской школы
Русские музы XX века
Диалоги о политике, культуре и жизни с Захаром Прилепиным
Михаил Боярский. Вся жизнь – театр
Harry Winston. Бриллиант без огранки
Пять сказок про любовь ("Про любовь. Только для взрослых" проект Анны Меликян)
Поэзия, подарившая любовь. Элизабет Браунинг
Приключенческий мир Рафаэля Сабатини
Комикс удался («Майор Гром: Чумной Доктор», реж. Олег Трофим)
Параллели сквозь время «К 100-летию Давида Ашкенази»