Партнеры Живи добром

Кризисные углы современности ("Квадрат" реж. Рубен Эстлунд)


"Квадрат"

До России, наконец, добрался фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» 70-го Каннского фестиваля. Драма «Квадрат» Рубена Эстлунда вызывает на личный разговор о нас самих, о кризисе смысла и о том, как утекая, смысл оставляет нас пустыми.

Рубен Эстлунд снял глубоко личный фильм-высказывание. В нём он в очередной раз «говорит» о социальных проблемах и кризисах современного человека и не боится использовать личный опыт в качестве основы для сюжета. Режиссер ―  настоящий автор инсталляции «Квадрат», вокруг которой строится сюжет одноименного фильма.

Картина Эстлунда ― настоящая сатира на окружающий нас современный мир.. Тонкий абсурдистский юмор и довольно аскетичный стиль помогают режиссеру усилить свое высказывание. В диалогах героев проскакивают фразы, укалывающие современный порядок вещей в самое сердце. Режиссер вместе с героями говорит то о деньгах, то об отношениях, то о сущности современного искусства. Что происходит, когда пейзажное полотно помещают в галерею? Становится ли что-то, помещенное в пространство галереи, искусством или нет?

Что же с современным искусством? Оно теряет самое главное ― смысл. Реклама делает его пустым, пытаясь придать произведениям искусства больше остроты, поднять шумиху. Так реклама выворачивает изначальный смысл наизнанку. «Простота ― это избито», — говорят рекламщики, подстраиваясь под главные тренды. «Квадрат» показывает то, что получается в результате — и это настоящая бомба. Во всех смыслах. Фильм иронизирует над таким искусством. Вот сцена, где высокопарные  разговоры прерывает мужчина с синдромом Туретта. «Постарайтесь быть толерантнее, это сильный психический недуг». Толерантность обезвреживает каждого, как и животный напор в нашумевшей сцене в ресторане. И то, и другое показывают слабость перед тем, что кажется сильнее. В одном случае это беспрекословная толерантность, в другом — уверенная агрессия. Диктат усмирения.

«Квадрат» показывает отсутствие какой-либо душевности. Примат оболочки с гниющим содержанием. Эстлунд показывает безразличие к сути. Главное ― ажиотаж, клики, репосты, HD-качество. Бездушное отношение ко всему: своей работе, искусству, другим людям. Даже помощь становится лишь инструментом. «Подай мне чикен чиабатту. Но только без лука!», ― кричит цыганка.  Где нет смысла, образуется пустота. Так происходит с главным героем, Кристианом, но он об этом даже не догадывается. Грустная насмешка ― именно Кристиан курирует проект «Квадрат», инсталляцию, призванную объединить людей, дать им возможность помочь друг другу.

Рубену Эстлунду удалось снять прекрасную драму о нас самих. По-настоящему социальная лента, адресованная вглубь современного человека. Метафора его ленты — это ребенок, просящий о помощи, но отказывающейся принять её от обидчика. И даже раскаяние ничего не изменит.  Режиссер фильма берет на себя роль врача, который указывает больному на то, что у него болит. Фильм-высказывание, диагностирующий болезнь, логично подходит и к стадии принятия. Но даже исповедь перед обществом (и, конечно, перед самим собой) не помогает найти корень, что называется, зла. Корень остается глубоко внутри каждого из нас.

"Квадрат"

Дмитрий Горохов


 

Рекомендуем

Фестиваль "Пространство режиссуры". Пятый день
Где начинается Родина («Kitoboy», реж. Филипп Юрьев)
Конфетная элегия, или Разрозненные примечания к широкой газетной полосе («Французский вестник. Приложение к газете Либерти. Канзас Ивнинг Сан», реж. Уэс Андерсон)
Happy Birthday, Slowhand!
Человек контрастов Малкольм Макдауэлл
Выставка «Владимир Терентьевич Пашуто и его научная школа»
Кино. Премьера." Алиса в Зазеркалье"
А каким этот мир видите вы? "Фотоманипуляции" Чемы Мадоза
Кино. Blick’15. Беатрис Мёллер «Всё, что мы хотим»
Дж. К. Джером: жизнь, как она есть