Партнеры Живи добром

Любовь и притворство («Союзники» реж. Роберт Земекис)


"Союзники"


С 1 декабря в российский прокат выходит новая работа Роберта Земекиса «Союзники». Действие  в фильме происходит в годы Второй Мировой войны. Опытный шпион Макс Ватан (Брэд Питт) прибывает в Марокко для выполнения очередного задания, результат которого способен изменить историю. В помощницы ему назначается очаровательная француженка Марианн Босежур (Марион Котийяр). Опасность и близость смерти сближает их. Влюбленный Макс увозит Марианн в Лондон, вскоре они становятся родителями. Но не все так гладко. Руководство Макса подозревает Марианн в шпионаже в пользу нацистов. Одному из лучших разведчиков в Британии предстоит выяснить, насколько искренней была с ним «благоверная» и нет ли на ее руках крови его соотечественников.

Любовь и препятствия, стоящие на пути у двух любящих сердец, - неисчерпаемая тема, дающая вдохновение для написания все новых и новых историй. А если добавить к «классическому рецепту» толику недосказанности, попытаться связать в прочный узел ложь и правду, то можно приготовить и такое блюдо, забыть которое сразу не получится. Собственно, «Союзники» и претендуют на то, чтобы в одной ленте коснуться сразу нескольких излюбленных тем: любовь и предательство, противопоставление ценности жизни любимого человека верности родине. Другая претензия фильма -  преподнести эти темы с соответствующим размахом под соусом из оборачиваний одного в другое фальши и искренних чувств. Такие претензии дорого стоят, и к фильму в связи с нашумевшим распадом знаменитой четы итак завышенные ожидания. А то, как Земекис ведет свой рассказ, и то, что любовь в «Союзниках» граничит с притворством, только добавляет масла в огонь.

При этом изображение Второй Мировой войны в фильме настолько рознится с тем, как ее видели советские кинематографисты, многие из которых побывали на фронте, что для зрителя, взращенного на советской классике, подача Земекиса может показаться весьма неоднозначной и перекрыть тем самым историю двух шпионов и заигрывания режиссера со схожестью вымысла и правды. Глядя на то, как лихо Макс и Марианн выполняют смертельное задание, и вовсе невольно ловишь себя на мысли: «скоро они и до Гитлера в кинотеатре доберутся, как Тарантино в "Бесславных ублюдках"».

Структура у новой работы режиссера «Смерть ей к лицу» и «Форрест Гамп» не самая обычная. Двухчасовую ленту Земекис практически разрезает пополам, решая провести первый час экранного времени в Марокко, а во втором – отправиться в Лондон. Нельзя не отметить, что создатели «Союзников» попытались отдать долг и фильму Майкла Кёртиса. В Марокко в ленте 2016 года угадывается облик Касабланки из одноименного фильма: шумные улочки днем и тихие ночью, когда наступает комендантский час, кафе, где под одной крышей собираются такие разные люди.

Марокко и Лондон в «Союзниках» представлены как два разных мира, и с побегом из одного города в фильме меняются не только декорации, но и сами герои: Макс и Марианн преображаются, словно по щелчку. Они изменяются внешне, меняется и их поведение. Два опытных агента будто бы мимикрируют и сливаются со средой. Другое дело, что среда, под которую подстраиваются персонажи Котийяр и Питта, подчас выглядит несколько утрированно, и это сказывается на выстраивании отношений между влюбленными шпионами и образе каждого персонажа по отдельности. Приспособиться к «естественной» среде обитания – одно, и совсем другое – слиться с несколько театрализованным миром, созданным с опорой на кино 1940-х годов и с применением современных спецэффектов. В контексте того, что в «Союзниках» играют в фальшь и с фальшью, а Котийяр хорошо изображает плохую игру, - все это достаточно неоднозначно воспринимается.

В пространстве «Союзников» вырванная из контекста шекспировского монолога фраза «Весь мир – театр, а люди в нем актеры» порой прочитывается слишком буквально. Макс и Марианн очень долго были вынуждены играть предписанные им роли. И ни они сами, ни зрители до последних десяти минут фильма не узнают, когда же их маленькие спектакли были окончены, потому что в «Союзниках» (умышленно или нет – остается вопросом) на авансцене находится всепоглощающее притворство, именно в его ярком свете незатейливо выписывается love-story.


"Союзники"

Елена Громова


 

Рекомендуем

Космос как предчувствие. Станислав Лем
Кровь и слезы ("Аритмия" реж. Борис Хлебников)
Человек контрастов Малкольм Макдауэлл
Выставка Анатолия Черкасова. Наедине
Что? Где? Когда? Культурные события февраля
Супергерой из трущоб («Снега больше не будет», реж. Малгожата Шумовска)
Москва Булгаковская. По следам героев романа «Мастер и Маргарита»
Тысяча и один Ральф ("Ральф против интернета" реж. Рич Мур, Фил Джонстон)
Индийская мода. Имперский стиль без перегибов
Пополнении коллекции Государственного Эрмитажа