Партнеры Живи добром

Мишико Калатозишвили или Мистер Кинемато-Граф


Мишико Калатозишвили, в дальнейшем ставший известным как Михаил Калатозов, родился 28 декабря 1903 года в Тифлисе. Он происходил из старинного княжеского рода Амиреджеби. Семья была очень начитанная и интеллигентная.

О его детстве и юношеских годах почти ничего не известно. Будучи современником зарождения киноиндустрии, он был восхищён магией кино. В 20 лет молодой человек начал работать на Тбилисской киностудии, был шофёром, киномехаником, монтажёром, ассистентом оператора, непосредственно оператором, актёром, режиссёром и, наконец, директором.

Михаил Калатозов

Калатозов проявил себя и как талантливая творческая личность, и как увлечённый, преданный делу административный работник. Застав развитие немого кино от величия до угасания, переход к звуку и цвету, он прошёл путь с самых низов до вершины карьеры.

Работал на Ленфильме и Мосфильме. В качестве представителя Кинокомитета побывал заграницей в 1943–1945гг. Ему довелось руководить Главным Комитетом по производству фильмов и даже подняться до должности замминистра кинематографии СССР. Кем бы ни работал Калатозов, на какие бы высоты карьерной лестницы ни поднимался – всё равно душа его тянулась к режиссуре.

Советский Союз – это время общего, массового и агитационно-воспитательного во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в кино. В каждом из субъектов СССР имелись свои кинокомпании. Отделения в большинстве случаев открывались как студии кинохроники, но с развитием жанра стало прорабатываться игровое и художественное кино. Так произошло и с «Грузия-фильм» или Тбилисской киностудией, в стенах которой вырос Михаил Калатозов.

Михаил Калатозов

Как режиссёр Михаил Константинович снимал в основном документальные, политически-направленные или военные фильмы, драмы, а также серьёзные картины о героях. Таковы «Соль Сванетии», «Валерий Чкалов», «Непобедимые», «Заговор обречённых», «Я — Куба». В работе Калатозов сотрудничал со знаменитым в киношных кругах Сергеем Урусевским. Вместе они составляли невероятный творческий тандем.

Михаил Константинович – режиссёр единственного фильма в истории советского кинематографа, завоевавшего Золотую Пальмовую ветвь на престижном фестивале в Каннах. Этой награды в 1958 году удостоилась картина «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова. В ней повествуется об этическом выборе в критической ситуации, о войне как личной трагедии двух молодых людей. «Если я честный – я должен» — главная мысль фильма и девиз поколения шестидесятых и самого великого режиссёра.

Михаил Калатозов

Закостеневшие в предрассудках люди ругали Калатозова за насаждение буржуазного модернизма, за потакание капиталистической публике. А он ездил за границу исключительно для искусства: обучения новым приёмам, технике, популяризации советского кино и продвижения коммунистических идеалов. Так был снят советско-итальянско-британский фильм «Красная палатка» с Шоном Коннери, Питером Финчем, и Клаудией Кардинале.

Женат Калатозов был один раз, на итальянке Жанне Валаци. Потом были ещё две большие страсти – актрисы Елена Юнгер и Лидия Смирнова, но здесь до брака так и не дошло. Сын Георгий и внук Михаил-младший пошли по стопам своего знаменитого родственника, оба стали режиссёрами.

Михаила Константиновича Калатозова знавшие его люди характеризуют как неразговорчивого, сдержанного, скрытного, стеснительного, даже робкого, себе на уме человека. Но в работе он становился смелым, настойчивым,требовательным и упорным. Именно эти качества помогли ему получить звание Народного артиста СССР и остаться в памяти потомков навсегда.



Мария Игумнова




 

Рекомендуем

Внеземные существа Тильды Суинтон
Молчать нельзя говорить ("По воле божьей" реж. Франсуа Озон)
Музыка, достойная Оскара
Режиссер Алексей Учитель на Лендоке
Отвлечение великих
Спартак Мишулин. «Я могу вернуть людям детство»
РОСФОТО
Французы любят… («Возьми меня штурмом», реж. Дэни Бун)
«Что к чему?» или экскурсия по Кунсткамере
Вааай, какая жэнщина – Софико Чиаурели