Партнеры Живи добром

Кино. Премьера. «Савва: сердце воина» или продюссерская сказка


Савва:сердце война

Перед пресс-показом мультфильма, как это обычно бывает, собирается импровизированная ярмарка тщеславия. Журналисты только и успевают щёлкать фотоаппаратами, ведь среди создателей картины из неизвестных никому, разве что, дети. Белозубые улыбки, вечерние туалеты, модные прически – ни дать, ни взять – как в театре. Кто-то привел все семейство, кто-то – белую собачку Хаски, похожую на волка из премьерного мультика. Разве что Константин Хабенский держится скромно, даже, пожалуй, застенчиво. На сцене не задерживается, фанатам с энтузиазмом не машет, ретируется стремительно.

Макс Фадеев открывает показ приветственным словом к зрителю. Рассказывает трогательную историю о том, как когда-то давно придумал сказку для своего 8-летнего сына, и вот, наконец, много лет спустя, он сумел облечь ее в мультфильм, дать ей вторую жизнь и подарить ее всем деткам нашей страны. Впрочем, амбиция сказочника Фадеева простирается далеко за пределы нашей великой родины.

Я лично в детстве тоже придумывала сказки для своего младшего брата. Но, к сожалению, а может быть, и к счастью, у меня так и не случилось бюджета в один миллиард рублей на их экранизацию, в отличие от господина Фадеева.

Чем примечательно творчество «домашнего сказочника»? Правильно, многочисленными заимствованиями из уже знакомых, впитанных с молоком матери, и не только, сюжетов. К примеру, волк – сказка «Иван царевич и серый волк», прекрасное волшебное животное, переносящее героя из привычной жизни в царство фантазии. «Пусик» - маленький зверек розового цвета – современный вариант нашего многострадального «Чебурашки, который ищет друзей». История, как болотный народ принял Чебурашку за Бога, а он потом вызывал дождь, чтобы свою божественность доказать – причудливая смесь «Пиратов Карибского моря» с «Янки при дворе короля Артура». Трехголовая королева обезьян очень напоминает мышиного короля из советского мультфильма «Щелкунчик». Сама сюжетная канва - поход разношерстной компании в гости к волшебнику  за исполнением желаний – здравствуй, Волков, «Волшебник изумрудного города». Наказание героев за проступки всяким колдовством – все, что угодно, от «Морозко» до диснеевской «Красавицы и Чудовища». А венчающий батальную сцену дракон…дедушка Толкиен, «ты ли это»? И так далее, и тому подобное.

От явно богатого сказочного багажа сценаристов голова идет кругом. И все же мультфильму это пошло во вред: от желания поделиться как можно большим количеством мотивов местами пропадает смысл, мотивация персонажей и возникает ощущение, что какой-то «основной идеи», некоего посыла от старшего поколения в адрес младшего просто нет. Если сентиментальные реплики ещё ложатся на сюжетные повороты и ухабы, то пространные философствования про Бога и его бессмертное сердце просто занимают экранное время.

Отдельного внимания заслуживают художники-мультипликаторы. Титаническая работа. Изумительная графика, богатая мимика, яркие краски, мельчайшие детали пейзажа выписаны с поражающей воображение скрупулезностью. Но это, видимо, тенденция, зачатки которой надо искать во вражеской Америке, ещё в нулевых годах: обязательно на большую часть героев неприятно смотреть. Страшные, неестественных цветов, с глупыми ужимками, писклявыми голосами, «оригинальной» манерой и фразочками, которые, как принято делать для создания комического эффекта, повторяют из раза в раз, чтобы зритель на всю жизнь запомнил. Пятым колесом смотрелось «человеческое воплощение» волка – один в один персонаж японского аниме про самураев.

Неприятно поразило то, что мультфильм, который заявлен как «наш, российский», очевидно, ориентирован, прежде всего, на западного зрителя. Герои не только «губами в слова не попадают», а явно там, под голосами певицы Глюкозы и актера Галустяна, рот открывают по-английски. Кроме того, «туалетный» юмор в одном из эпизодов - это традиция исключительно западная, над такими вещами никто больше не смеется.

Не очень спасают наши местные «реалии»: ни алкоголик - комар, ни попытка высмеять голливудские штампы, ни тем более фразочка из рекламы про потенцию, реверанс в сторону родителей.

Саундтреки сами по себе – на любителя. Примечательно, что они совершенно не воспринимаются. Либо поверх песни звучат реплики, либо они просто закрывают сюжетные дырки. К счастью, мультфильм превратился в мюзикл с песнями и танцами на минимальное количество времени.

Но должен же быть луч света? Должен, и он есть. Несмотря на то, что история с волшебником всячески «оправдывается» героями, что, дескать, она «нехарактерна», очень удачной была идея взять девочку на эту роль. И персонаж, и озвучка маленькой актрисы дубляжа – все было органично, мило и очень естественно. Константин Хабенский своим прекрасным голосом успокаивает и разбавляет ненужную суету, волк получился весьма интеллигентным и даже «выдержанным». То же можно сказать о персонаже Сергея Гармаша. Они дают отдых, прежде всего родителям, от мультяшной вакханалии.

Довольно интересным получился персонаж Лолиты Милявской – королевы обезьян. Сама по себе не очень оригинальная, но очень характерная и какая-то  «наша», манерами сильно напоминающая какую-нибудь «тетю Клаву» из соседнего подъезда.

Есть не совсем вытянутая, но неплохая идея преодоления своих собственных пороков во имя спасения друзей. Но «ключевой месседж», вынесенный в название и в слоган  – про «сердце воина» и про то, что искреннее желание, дескать, творит чудеса, звучит неубедительно и раскрывается плохо.

Как закончить свой фильм, сказочники, очевидно, не знали. Поэтому финал выглядит как будущий клип на один из саундтреков – Фадеев наверняка отправит эти песни в свободное плавание: зря, что ли, половина актрис дубляжа по трудовой у нас певицы?

Подводя итоги 8-летней, по свидетельству Фадеева, работы над мультфильмом «Савва: сердце воина», можно отметить несколько моментов: во-первых, нам не устают показывать все новые достижения кудесников компьютерной графики, в этом отношении наши соотечественники идут в ногу со временем и ничем не уступают иноземцам. Во-вторых, очень неплохой выбор актёров, почти всем удалось наделить своих персонажей каким-то особым характером. А в-третьих… выходя из кинозала, я слышала много лестных отзывов об этой картине от маленьких зрителей: «да ты что, папа, это было классно!», «мне понравился волк, у него глаза такие синие», «мам, а ты видела, как он прыгнул в конце здоровско?». Видимо, наш продюсер-сказочник все-таки смог нащупать что-то важное, что бы убедило его самых главных и самых строгих судей - детей.

«Савва: сердце воина».

 

 

Елизавета Савостьянова




 

Рекомендуем

«Казимир Малевич. Не только черный квадрат»
Джон Бойнтон Пристли. Жизнь полной жизнью
Игрушечный мир («История игрушек 4» реж. Джош Кули)
Эдгар Дега. Наследник старых мастеров
«Самый плохой актёр Парижа». Трогательная судьба Жана Маре
"Иногда приходится быть высокомерной стервой, чтоб выжить…". "Долорес Клейборн" на фестивале Solo
798 Art Zone
Анджелина Джоли — новое лицо аромата Guerlain
Блеск и нищета нелюбви. Премьера спектакля «Женитьба» в театре «Модерн»
Эмиграция сатиры ("Безумные соседи" реж. Филипп Де Шоврон)