Партнеры Живи добром

Женщины-художницы о современных фетишах, мемах и своем месте в мире искусства



Любая женщина знает, что прическа — это не просто атрибут повседневности, она указывает на социальный статус и даже иногда выступает инструментом протеста. Любые манипуляции с волосами — это способ выразить себя. Московский Музей современного искусства и 25 молодых художников решили наконец-то поговорить об этом важном артефакте телесности и через его призму увидеть историю человечества.  Выставка  «Моя прелесть. Волосы», которая недавно открылась в ММОМА на Гоголевском, 10, рассказывает об отношении к волосам в разных культурах и эпохах, об их ритуальных и магических свойствам, об их способности сохранять воспоминания. 


Пусть говорят, что засилье мужчин в искусстве давно стало мифом, а героическое сопротивление ему художниц уже не актуально, мы решили поговорить о волосах именно с женщинами-художницами. И не зря на выставке среди 25 авторов только двое мужчин, и женщины там говорят во весь голос. Уж они-то знают все о непростой роли волос в жизни человека. Мы собрали для вас самые искренние и откровенные истории про женское и мужское искусство, про современные мемы, отказ от половых различий и желание собрать разрозненный мир по крупицам.


Аля Хестанти_Перформанс


Аля Хестанти, художник и куратор выставки

Волосы в нашей культуре до сих пор воспринимаются как нечто интимное, хотя мы и не прячем их. Мы можем пожать друг другу руки, но прикоснуться к волосам – уже нет. Я всегда пыталась понять, как воспринимать себя в этом мире, стремилась к поиску своих границ. Сегодня я бреюсь наголо, чтобы узнать, каково это - стать меньше, ведь волосы - это часть меня, они дают мне вес, объем, защиту и силу. Это эксперимент по самопознанию. 


Ева Жигалова (Метамарфозы, коллаж, 2018)


Ева Жигалова

Я работаю с феминистской тематикой. И даже если я не фокусирую внимание на гендере, то работы все равно проходят через феминистскую оптику.

Я называю себя художницей, а не художником. В истории искусства очевидно преобладание патриархального уклада и деление на женское и мужское. Но я стараюсь что-то изменить. У глобального искусства нет пола, это социальный конструкт, который все-таки подвержен трансляциям мужского и женского восприятия происходящего вокруг.

Если я мать, почему меня не могут интересовать образы, связанные с материнством?


Анастасия Кузнецова-Руф (Резка, 2014)


Анастасия Кузнецова-Руф

В гендерном разграничении искусства, работ и жанров пугает нелицеприятная оценочность таланта художника. Только вдумайтесь, фраза “Какая у ее работ мужская рука!”, адресованная женщине-художнице, подразумевает похвалу. Предрассудки о том, что мужское искусство сильнее и серьезнее, а удел девочек - натюрморты, дети, летние пейзажи… Все это должно наконец-то кануть в Лету. Позиция женщины в 21 веке до сих пор не определена: они стали самостоятельнее, сильнее и самодостаточнее. В художественные и другие творческие вузы поступает все большее количество женщин (в среднем, 8 девушек и 2 мужчин). Но какое место они хотят и могут занять - об этом рано говорить. И речь они ведут не о равноправии в искусстве, а об отказе от оценочных гендерных суждений. Ведь хорошая работа может быть просто хорошей работой.

В этом выставочном проекте мы говорим не просто о волосах, прическах и красоте. Мы затрагиваем темы сакральности, ритуальной составляющей нашей жизни, поднимаем социальные проблемы и обнажаем скрытые знаки повседневности. Только сделали мы это через призму предмета, который близок именно нам, как женщинам.   


Мари Сокол (YouTube-канал)


Мари Сокол 

Роль женщины изменилась за последние 50-60 лет как в жизни, так и в искусстве. Все стали равны. Если раньше женщины создавали что-то только для себя, то теперь это можно показывать всем, и это не будет стыдно.Для одного из своих проектов я сделала канал на YouTube, где периодически выкладываю видео, например, о том, как привлечь внимание мужчин к себе. Это такая абсолютно женская история. И там я представляю себя и как женщину, и как перформера, и как художника одновременно. 


Ульяна Подкорытова (Изготовитель париков, 2018)


Ульяна Подкорытова

Деление на женское и мужское в искусстве устарело, и акцент смещается на возрастные категории. По моим наблюдениям, современное искусство постепенно молодеет, и на передний план выходит исследование возраста.Один из образов, который я культивирую в своих работах, - женщина-супергерой, чья жизнь полна, возможно, бессмысленных, но, безусловно, удивительных подвигов.Основывать свои образы можно и на интернет-мемах, и на каких-то модных тенденциях, потому что все это уже своего рода фольклор. Губы-уточки, например, это уже нечто фольклорное. И дело тут не в подражательности или мимикрии под массовую культуру, а в откровенности признаться себе, кто мы на самом деле. 


Мария Ионова-Грибова (проект Песнь песней, 2018)


Мария Ионова-Грибова      

Я никогда об этом не задумывалась о том, много ли женского в моем искусстве. Но, оглядываясь назад, понимаю, что в основе большинства моих проектов лежат чисто женские артефакты. И при этом они могут быть объектом искусства, должны быть его частью. Например,  работая над серией автопортретов «Почти как все девочки», я изучала культуру селфи. Но, в первую очередь, я хотела показать, что селфи – это не просто существующее в цифровом пространстве модное явление, которое ассоциируется именно с женщинами/девушками/девочками, но и нечто, что может быть вещественным и действительно принадлежать искусству.  




Материалы предоставлены пресс-службой







 

Рекомендуем

Российские музыканты номинированы на GRAMMY
Прима Советской эстрады Клавдия Шульженко
10 фактов, которые вы могли не знать о похищении «Джоконды»
В ней чувствовался ген несчастья. «Ивонна, принцесса Бургундская»
Человек, не подчинившийся законам гравитации. Вацлав Нижинский. Ко дню рождения легенды русского балета
Полосатая судьба Маргариты Назаровой
День Святого Валентина
Человек многих скорбей. Уильям Джералд Голдинг
Поезд длиной в жизнь. «Насквозь» Ольги Привольновой на кинофестивале BEAT
Властитель народных сердец