Партнеры Живи добром

25 марта — День работника культуры


Впервые День работника культуры стали праздновать в Наро-Фоминске в 1996 году. Тогда профессиональный праздник отметили 14 февраля. Спустя одиннадцать лет, в 2007ом году, от бывшего в то время министра культуры Александра Соколова поступило предложение учредить официальный праздник для людей творческих профессий, деятелей искусства и хранителей культурного наследия страны. В том же году Владимир Путин подписал указ, в котором говорилось, что теперь День работника культуры в России будет отмечаться ежегодно 25 марта. Праздник не является выходным днем, однако такое внимание к культурной сфере все равно является приятным вниманием со стороны государства. Есть же у нас в стране День печати, День кино, День охраны памятников. Появился и День работника культуры.


Как бы ни хотелось верить, что люди, посвятившие себя искусству и всему прекрасному, не встречаются в своей работе с проблемами — это все-таки происходит. В настоящее время культура и сфера искусства сталкиваются с огромными трудностями, как в экономическом, так и в идеологическом, социальном плане.


Наверное, одной из самых главных проблем настоящего является огромная политизированность искусства. За примерами далеко ходить не надо. Вспомнить хотя бы предновогоднюю историю «Театра.Doc» в Москве, когда во время показа украинского фильма «Сильнее, чем оружие» о событиях на Майдане в театр прибыли сотрудники полиции и изъяли всю аппаратуру, с которой показывали киноленту. Или же конфликт РПЦ и «творческой интеллигенции Новосибирска» относительно постановки Тимофея Кулябина «Тангейзер» по одноименной опере Рихарда Вагнера. 


Тангейзер


А фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» на несколько месяцев обеспечил ярые споры не только среди критиков, но и среди общественности по всему миру. Особенно если вспомнить, что премьера фильма в России была отодвинута на несколько месяцев (фильм имел все шансы вовсе не предстать перед российским зрителем), а за рубежом картина взяла многочисленные награды, в т.ч.  «Золотую пальмовую ветвь», «Золотой глобус» и была номинирована на «Оскар». 


Посмотрев на последние события, приходится задуматься, а есть ли сейчас у нас возможность творить, не загоняя себя в рамки и границы, и высказываться открыто и не бояться при этом, что после на вас могут обрушиться судебные иски недовольных. Хотелось бы верить, что такая возможность все-таки у нас существует.


Второй проблемой является экономический вопрос. И дело тут не только в небольших зарплатах (безусловно, все зависит от регионов и места работы — государственное или частное учреждение), но и в целом в финансировании государства тех или иных организаций и мероприятий. Совсем не секрет, что в наступившем году Министерство культуры урезало бюджет на 10%. Конечно, можно понять, что в стране настал очередной кризис и такие меры вполне ожидаемы. Но при этом Минкульт теперь будет проводить жесткий отбор среди фестивалей, кинофильмов и прочих мероприятий. Например, в приоритете находятся патриотические фильмы о России, а так же фильмы о ВОВ и Крыме. Фестивалям же придется совсем тяжело. По словам Мединского, министерство теперь будет «...подходить очень тщательно к выделению денег фестивалям - будем смотреть, какой рейтинг фестиваля, поддерживается ли он в регионе».


Мединский


Так же, в связи с сокращением бюджета, сильно страдают (да и раньше страдали) детские школы искусств — музыкальные, художественные. Уменьшаются зарплаты педагогов, не выделяются деньги на всевозможные конкурсы и выступления (которые являются, по сути, основным показателем качества преподавания и учитываются при аттестации учителей). С сентября 2013 года педагогам школ искусств перестали платить за «выслугу лет». И такие случаи наблюдаются по всей стране.


Третьим же бичом культуры является полная... некультурность населения. Все чаще и чаще мы встречаем абсолютно наплевательское отношение к искусству. Безусловно, в больших музеях периодически проводятся интересные и порой эксклюзивные выставки, и тогда у входа собираются огромные очереди желающих насладиться творчеством того или иного художника или фотографа. Но часто ли можно встретить такие очереди в других музеях? Если не говорить об экскурсионных днях в школах и туристических группах, не так часто люди заходят в музеи, чтобы узнать что-то новое о писателях, художественном наследии, истории своей страны и мира. Большинство людей теряет интерес к прекрасному и историческому, при этом погружаясь в абсолютное прожигание жизни. Одной из причин можно назвать заоблачные цены на билеты в известные театры, консерватории и некоторые выставки. Но при этом люди, которые не могут попасть в именитые театры, порой даже не знают о существовании маленьких площадок, где иногда появляются куда более сильные и впечатляющие постановки.


Самым главным доказательством возрастающего бескультурия является вандализм и воровство. Оскверненные или даже разрушенные монументы, раскопанные захоронения (не только раскопанные могилы, но и разбитые надгробия, вывороченные кресты, поломанные памятники), испорченные фонтаны и разгромленные парки, скверы и спортивные площадки, украденные картины или скульптуры. К примеру, несколько лет назад был устроен погром в Мурманске на английском мемориальном кладбище, где покоятся военные со времен Первой мировой войны — неизвестные выворотили надгробные плиты и измазали их все краской. Подобные акты вандализма зачастую случаются в разных уголках России.


вандализм


Другой пример — в Волгограде в марте этого года вандалы изрисовали свастикой мемориал, посвященный погибшим от массового расстрела фашистами в 1942 году. А летом прошлого года был ограблен дом-музей Исаака Левитана в Плёсе, где воры смогли скрыться с пятью картинами художника (стоимость картин оценивается примерно в 77 мл. рублей). По всей стране можно насчитать еще сотни тысяч подобных случаев. И что самое ужасное — виновные остаются безнаказанными. Плохая охрана галерей, музеев и кладбищ, а также некачественная работа правоохранительных органов приводят к тому, что желающих нажиться на культурных ценностях становится все больше с каждым днем. Такая тенденция к разрушению своего же наследия не вселяет никакого оптимизма и не придает веры в будущие поколения. 


Эти три основные проблемы — зависимость от государства, экономическая нестабильность и человеческое равнодушие к искусству — мало способствуют благоприятному развитию культуры в нашей стране. Однако, найдется немало людей, которые всей душой преданы музыке, литературе, художественному искусству, архитектуре, скульптуре, театру и кино. И эти люди — работники культуры — сделают все возможное, чтобы мы — зрители, посетители, слушатели и созерцатели — могли наслаждаться всеми видами искусства, чтобы в нас рождался интерес ко всему прекрасному, чтобы нам хотелось сохранить многовековую историю как нашей страны, так и мира. 



Ирина Гюне




 

Рекомендуем

Детство. Жизнь вопреки
Индийская мода. Имперский стиль без перегибов
Кино. Премьера. «Макбет»
Акутагава Рюноскэ. Одержимый творчеством
Нерушимые принципы союза театральных деятелей
Теодорос Ангелопулос. Трилогия Границ
Фильм недели. «Иррациональный человек»
Как читать книги и при этом не разориться?
«Пошли, скрипач, в открытый космос!»
Триумфальная кантата Карла Орфа