Партнеры Живи добром

Тест Роршаха в поп-культуре

 

“Что вы здесь видите?”

 

Тест Роршаха (The Rorschach Test) разработал Герман Роршах в 1921 году. Это психологический тест, который применяют для выявления нарушений психики, особых черт личности и прогнозирования моделей поведения. Человеку, проходящему тест, в строгой очередности показывают десять симметричных картинок: пять чёрно-белых, три цветных и две чёрно-красных. На вопрос "На что это похоже?" испытуемый в деталях рассказывает, что он видит на картинке. Каждая новая карточка с чернилами — свободное пространство для ассоциаций, образов и идей.

Швейцарский психиатр и психолог Роршах ещё в детстве увлекался одной из форм искусства — кляксографией. Эта графическая техника на основе спонтанных капель и брызг: нужно накапать чернилами на бумагу, а затем сложить её, чтобы сформировать зеркальное изображение. После чего вы берёте ручку и дорисовываете всё, что видите на бумаге — реальное и фантастическое. Когда Генри Роршах проводил медицинские и психиатрические исследования, его интересовал вопрос: почему разные люди видят непохожие образы в одинаковых картинках? Свои выводы он опубликовал в книге "Психодиагностика", а через год, когда ему было 37 лет, умер.

Герман Роршах слабо представлял, насколько его тест захватит воображение публики. К 1980-м годам тест Роршаха стал знаковым символом психологического тестирования — известным показателем безумия. Картинки с чернилами — инструмент оценки восприятия, но это фокус не на том, что вы видите, а на том, как вы это делаете. Отсутствие единой интерпретации стало результатом того, что картинки с кляксами использовали в разных областях. Психологи, врачи-психиатры и даже военные, которые тестировали лётчиков-авианосцев, отстранённых от работы за злоупотребление алкоголем. Тест применяли в школах, чтобы выявить эмоциональные проблемы детей, а в тюрьмах — для оценки преступлений. Кроме этого, тест Роршаха нашёл своё место в популярной культуре. Он фигурирует в литературе, фильмах, комиксах, дизайне, а Энди Уорхол создал целую серию работ в стиле картинок теста Роршаха.

 

 Картина "Rorschach" Энди Уорхола

 

Человеку, который мельком видел карточки с кляксами теста Роршаха, будет сложно отличить их от картин, которые нарисовал Энди Уорхол. Художник изобрёл собственную художественную технику — рисовал одну сторону холста, а затем складывал его вертикально, чтобы отпечатать другую половину. По иронии судьбы, Уорхол изначально неправильно истолковал клинический процесс Германа Роршаха. Он решил, что пациенты сами создавали картинки с чернильными пятнами, а врачи интерпретировали их. “Я думал, что когда вы отправляетесь в клинику, врачи говорят нарисовать кляксы, чтобы они могли провести тест Роршаха. Хотел бы я знать, когда следующий набор”. Из-за этого недоразумения серия, которую создал на основе теста Роршаха Уорхол, одна из немногих, в которых художник не полагался на существующие образы. 

Картина Уорхола "Rorschach" выставлена в Художественном музее Балтимора. Вы, наверняка, видели её — идеально симметричная возвышающаяся чёрная фигура контрастирует с золотым фоном. Если пациенты и участники экспериментов Германа Роршаха должны были находить формы и образы в кляксах, которые создавались словно сами по себе, то попытки найти в картине Уорхола предметы подобны безумию.  Отдельные части затянут внутрь, линии, которые превращаются сразу в бабочек, летучих мышей, глаза или часть скелета — чем дольше вы смотрите, тем больше видите. Но из-за масштаба охватить взглядом всю картину практически невозможно — вы будете вглядываться, но не увидите цельную форму.

Уорхол с его поп-артом превращал знакомые и привычные вещи во что-то совершенно новое. Его картины позволяют публике творить в своём воображении, но непослушные формы и контуры лишили кляксы клинического исследования, которое создавал Герман Роршах.

 

Персонаж комикса "Хранители" Роршах

 

Другой пример теста Роршаха в поп-культуре — яркий персонаж графического романа Алана Мура — Уолтер Джозеф Ковач, известный как Роршах. Роршах — герой, который носит маску из ткани с постоянно меняющимися пятнами. Они принимают очертания подобно чернильным кляксам теста Роршаха. Роршах бескомпромиссен и жесток по отношению к преступникам. Он носит маску, чтобы воспринимать себя и  чтобы закрыться от мира, обезличить не-героическое “я”. Роршах склонен к депрессивным психологическим состояниям и имеет пессимистический взгляд на окружающий мир вокруг. У поведения Роршаха нет однозначной оценки — она подвижна и субъективна. В нём, как и в картинках с чернильными пятнами теста Роршаха, каждый видит то, что хочет видеть, то, что соответствует его представлениям о добре и зле.

“Этот город боится меня. Я видел его истинное лицо” — пишет в дневник Роршах. Словно он сам и его маска и есть психологический тест для общества и времени.

 

Ксения Анискович



 

Рекомендуем

Четвертый фестиваль современного российского искусства «Форма»
«Казимир Малевич. Не только черный квадрат»
Две стороны одной медали Виктора Гюго
«Хорошо, что на русской земле родилась». Юлия Друнина
«Русский Лафонтен» Иван Крылов
Дон Кихот российской эстрады. Ян Арлазоров
72-й Каннский кинофестиваль
Ближневосточный колорит на сцене театра им. Е. Вахтангова
Птица просится в полет («Леди Бёрд», реж. Грета Гервиг)
XXIII Международный фестиваль «Земля. Театр. Дети»