Партнеры Живи добром

Партнеры

Государственный музей Востока


О музее

Государственный музей Востока (полное наименование - Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей искусства народов Востока"), занимающий «Дом Луниных», создан 30 октября 1918 г. и является одним из крупнейших культурно-просветительских центров, в котором наиболее полно представлено искусство Дальнего и Ближнего Востока, а также Средней Азии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, Бурятии, Чукотки и т.д. (всего147 500 музейных экспонатов).

Указом Президента РФ музей отнесен к «Особо ценным объектам культурного наследия России». В фондах музея — живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство Японии, Китая, Кореи, Ирана, Индии, Вьетнама, Бирмы, Лаоса, Таиланда, Камбоджи, Индонезии, Монголии и многих других стран (свыше 100). Восхищение вызывают уникальные образцы древней и средневековой скульптуры, в том числе буддийской, классической и современной живописи, в том числе на свитках, работы мастеров художественного лака, текстильные и ювелирные изделия, резьба по дереву и кости, произведения миниатюрной скульптуры, оружие, различные предметы быта.

Государственный музей Востока

Особое место среди постоянных экспозиций музея занимают работы выдающихся художников, мыслителей, ученых и просветителей — Николая и Святослава Рерихов. Наряду с постоянными экспозициями в музее регулярно проводятся выставки произведений видных отечественных и зарубежных деятелей культуры.

Музей Востока — это не только крупный выставочный комплекс, но и Научно-исследовательский институт, в котором успешно трудятся 2 доктора наук и 30 кандидатов наук.

В музее открыты постоянные экспозиции: «Искусство Кореи», «Искусство Китая», «Искусство Японии», «Искусство Юго-Восточной Азии» (Вьетнам, Бирма, Лаос, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), «Искусство Кавказа» (Северный Кавказ, Грузия, Азербайджан, Армения), «Искусство Ирана», «Искусство Индии», «Искусство Средней Азии и Казахстана», «Искусство Бурятии, Монголии и Тибета», «Искусство народов Севера», «Живопись Закавказья и Средней Азии (XIX в. - 1 пол. ХХ в)», «Творчество Н.К. и С.Н.Рерихов».

Музей готов предоставить свои площади для проведения выставок художников, скульпторов, графиков, а также встреч, аукционов, презентаций. 

Задачи и деятельность

В разные моменты своей деятельности Музей решал различные задачи, диктуемые, прежде всего, общественно-политической конъюнктурой страны - годы поиски помещений, кадровые вопросы, собирание коллекций, устройство выставок, экскурсии, научная и лекционная работа, взаимоотношения с вышестоящими инстанциями и другими музеями и организациями, внутренние взаимоотношения – все эти известные общественности или скрытые от ее глаз, но очень важные для самого Музея проблемы решались в невероятно сложных условиях.

Основными задачами Государственного музея Востока являются собирание, учет, хранение и реставрация произведений искусства и материальной культуры, научная, просветительская и редакционно-издательская деятельность; пропаганда культурного наследия народов Азии и Африки.

В Государственном музее Востока, открыты и работают постоянно действующие экспозиции искусства Китая, Кореи, Японии, стран Юго-Восточной Азии, Средней Азии и Казахстана, Закавказья, экспозиции Н.К. и С.Н. Рерихов, проводятся выставки российских и зарубежных художников. В 1998 году музей открыл третью очередь постоянной экспозиции — «Искусство Тибета», «Искусство Бурятии», «Искусство Монголии», весной 2001 года — четвертую очередь «Искусство Индии» и «Искусство Ирана». В 2007 году открылась экспозиция «Искусство Древнего Египта».

В музее на базе научно-исследовательских отделов ведется научная работа по комплексному изучению художественного наследия, современного состояния и перспектив развития искусства и культуры народов Востока; организуются и проводятся научные конференции и семинары, лекции и творческие сообщения, на которых выступают востоковеды, искусствоведы, историки и археологи.  Среди сотрудников музея трудятся доктора наук, тридцать кандидатов наук, три Заслуженных деятеля искусств РФ, тридцать два Заслуженных работников культуры РФ, многие имеют ордена и медали. Только за последние пять лет состоялось свыше 80 выставок, экспонировавшихся в музейных залах, а также за рубежом и в различных городах Российской Федерации.. Каждая выставка широко освещается в прессе, на телевидении и радио. Традиционно выставки сопровождаются красочными афишами, каталогами и буклетами. По постоянным экспозициям и готовящимся выставкам изданы путеводители.

Особое внимание музеем уделяется творчеству Н.К. и С.Н. Рерихов. Работает научный мемориальный кабинет Рерихов, в котором проводятся встречи с российскими и зарубежными «рериховедами». Музей и издательство «Агни» полностью отсняли коллекцию картин Рерихов для Всемирного каталога, издали альбом «100 картин Н.К. и С.Н. Рерихов в собрании Государственного музея Востока», CD-ROM и видеофильмы об их творчестве.

Государственный музей Востока

Детской аудитории уделяется пристальное внимание. Многие лекции читаются параллельно с учебными программами по истории, географии, истории культуры, во многом восполняя серьезнейший дефицит материала по изучению стран Востока в школьных программах. Для дошкольников и младших школьников в музее работает изостудия, подготавливающая детей к дальнейшему участию в кружках «Юный востоковед», «Юный искусствовед», «Юный археолог» и «Школа юного экскурсовода». Научно-просветительским отделом разрабатываются новые методики проведения тематических и обзорных экскурсий, а в настоящее время готовится специальная методика проведения экскурсий для детей-инвалидов.

С первых лет создания музея одним из основных направлений деятельности стала организация археологических экспедиций в Среднюю Азию и на Кавказ (1926-1928 гг.). Для изучения древних культур Востока в январе 1981 года в музее создан Отдел истории материальной культуры и древнего искусства, начали работать постоянно-действующие археологические экспедиции: Северо-Кавказская, Среднеазиатская и Чукотская.

Задачи, стоящие перед Музеем Востока на ближайшие годы, вряд ли изменятся коренным образом. Все виды его деятельности, обозначенные выше, составляют основу основ любого музея, но формы, в которых они осуществляются, необходимо менять и совершенствовать. Бывшая церковь Илии Пророка на ул. Воронцово Поле, 16, и подъезд в жилом доме на Никитском бульваре, 12, абсолютно непригодны для дальнейшего хранения десятков тысяч ценнейших произведений искусства и истории. Музею крайне необходимо оснащенное современным оборудованием новое большое здание для хранения экспонатов, библиотеки, архивов, размещения реставрационных мастерских, лектория, детских кружков, фотолаборатории и т.д.

Богатейший творческий потенциал Музея позволяет расширить горизонты его научной и экспозиционной деятельности, для чего необходимы лишь терпение, прилежание и достойное финансирование.

Архитектурный комплекс

Главное здание Государственного музея Востока, известное под названием «Дом Луниных», расположено в городской усадьбе в самом центре Москвы на Никитском бульваре. История этого здания прослеживается с начала XVIII в.

В 1787 г. архитектор Е.С. Назаров на месте палат начала  XVIII в. у Никитских ворот построил для князей Путятиных трехэтажный дом.  
В 1802 г. этот участок земли со строениями приобрел генерал-лейтенант П.М. Лунин (дядя известного декабриста М.С. Лунина). После московского пожара 1812 г. от дома сохранилась только подвальная часть.

Строительство нового ансамбля на этом месте началось в 1814 и уже к концу 1818 года были возведены одно- и двухэтажные постройки и новый двухэтажный флигель, который и стал жилым домом семьи Луниных.

В 1818-1822 гг. строительство нового комплекса построек проводилось по проекту Д.И. Жилярди. В 1821 г. еще недостроенный главный дом усадьбы был продан Коммерческому банку. В начале 1823 г. банк полностью откупил это владение. Банк (с 1859 г. — Государственный банк) размещался здесь до 1917 г.

Городская усадьба «Дом Луниных» является наиболее значительной жилой постройкой Жилярди и представляет выдающийся образец русского ампира I-й четверти XIX в.

Государственный музей Востока

Усадьба имеет ассиметричную композицию, не встречающуюся более на других произведения архитектора. Главный трехэтажный корпус справа фланкирует двухэтажный жилой флигель, а слева длинное одноэтажное здание служебного назначения. Усадьба с самого начала задумывалась как многофункциональный комплекс, имеющий два изолированных двора своими воротами.

Фасад центрального здания имеет плоскостную композицию - колоннада поставлена в неглубокой эффектной лоджии с литым ажурным балконом, вытянутым почти во всю ширину здания. Антаблемент, лишенный фронтона и завершенный протяженным аттиком, венчает гладкое поле стены. В этом сооружении парадное оформление главного корпуса как бы противостоит простоте решения фасада флигеля, возведенного на высоком белокаменном цоколе. Лоджия с мощной коринфской колоннадой и балконом главного корпуса создают живописную игру светотени, тогда как ионический ордер флигеля подчеркивает его строгую объемность. Шестиколонный портик флигеля со спаренными угловыми колоннами увенчан фронтоном так, как это делалось в XVIII веке, придавая правой части целостный вид. Примыкающий к нему сзади двухэтажный корпус был жилым. В правый двор существовал еще один с Калашного переулка. Во флигеле вдоль Калашного переулка располагались конюшни.

В «Доме Луниных» Д.И. Жилярди совмещает тяжелые цоколи и гладкие стены, которые украшает лепнина – фризы, венки, розетки и маскароны над окнами; изображения лиры связано с музыкальными наклонностями хозяев дома, а рога изобилия - символа торговли и богатства появились уже после покупки дома банком. Чугунная решетка балкона является замечательным образцом русского художественного литья.

В мае 1966 года по предложению ЦК КПСС начались поиски помещений для Государственного музея искусства народов Востока. В ходе рассмотрения различных вариантов было решено остановиться на здание городской усадьбы «Дом Луниных». 30 марта 1970 было вынесено  решение Исполкома Моссовета №15/30 «О передаче ГМИНВ МК СССР помещений в доме №12 по Суворовскому бульвару»  (городской усадьбы «Дом Луниных»).  В начале 1970-х годов началась реставрация здания (главный архитектор проекта Н.В. Сибиряков). Во время реставрационных работ были восстановлены наружная и внутренняя отделка здания, сохранившиеся росписи стен и плафонов, лепные карнизы, мраморные лестницы, раскрыты анфилады больших нарядных залов. Для первых посетителей новое здание музея открылось в 1984 году. В настоящее время в здании расположены залы постоянной экспозиции и выставочного комплекса, лекторий, кабинеты научных сотрудников, помещения для смотрителей музея и обслуживающего персонала.

Фондохранилище музея, реставрационные мастерские и научная библиотека располагаются в здание бывшей церкви Илии Пророка на ул. Воронцово Поле. Первая каменная церковь в селе Воронцово на этом месте, названня в честь Благовещения, была сооружена в 1514 г. по распоряжению Василия III, жившего здесь летом в великокняжских садах, известным архитектором Алевизом Фрязином. В 1629 г. к ней был пристроен придел во имя пророка Илии, который в 1654 г. заменил небольшой каменный двухшатровый Ильинский храм. В 1702 г. к нему примкнула поставленная на месте церкви 1515 г. большая пятиглавая церковь Ильи Пророка, выстроенная на средства князей И.П. и М.П. Гагариных (в Музее хранятся две литые чугунные плиты с их именами).

В конце 1740-х гг. по линии улицы Воронцово Поле, против нынешнего Подсосенского переулка, была построена трехъярусная надвратная колокольня. По одной оси с ней стояли каменные богадельни и трапезные обеих церквей, которые около 1839 г. были объединены в одну обширную трапезную. В 1878 г. архитектор П.П. Зыков перестроил ее вновь, надстроил колокольню декоративным шатровым ярусом, а три арки проездов под ней и стену ограды XVIII в. декорировал в "псевдорусском" стиле. Тогда же были разобраны алтари двухшатровой церкви 1654 года.

Распоряжением Моссовета от 27 февраля 1930 г. за № 696 здание церкви Ильи Пророка на Воронцовом поле было предано Государственному музею искусства народов Востока.  В 1930-1931 гг. во время приспособления памятника для нужд Музея восточных культур были уничтожены шатры и главы обоих храмов, а в 1935 г. разобраны колокольня и ворота. В 1965 г. на месте разобранного трехапсидного алтаря большого храма была возведена 5-этажная пристройка, после чего здание окончательно потеряло свой первоначальный облик.




 

Рекомендуем

Прима Советской эстрады Клавдия Шульженко
Искусство кижских мастеров
Черным по белому. Стивен Майзель
Поль Гоген. Печальная струна
Джорджо Вазари. Основоположник искусствознания
Что? Где? Когда? - Концерты. Июнь
У каждого лабиринта есть свой выход («Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти», реж. Уэс Болл)
Юбилейный вечер Ларисы Гергиевой
Бесплатная театральная школа "Старое зеркало" на Новом Арбате
FollowTheFabrika. Третий этап