Партнеры Живи добром

Космос как предчувствие. Станислав Лем


Его мысль бороздила бескрайние просторы разума, как его персонажи покоряли космос, сталкиваясь с внеземными цивилизациями. Станислав Лем стал выдающимся писателем-фантастом, отмеченным множеством наград. Его книги были переведены на сорок языков, но не всякому переводчику удалось передать тот неповторимый стиль, отличавший Лема от других авторов фантастических романов. Его истории снабжены множеством выдуманных терминов и названий, а книги, порой, по стилю написания напоминают настоящий научный труд. 


Станислав Лем


И в эти вымышленные миры так трудно не поверить и не влюбиться. Возможно добиться такого реализма своих произведений Станиславу помогло его медицинское образование. Он начал изучать медицину в своем родном городе Львове, но Вторая Мировая война и немецкая оккупация отложили на время мысли о получении образования. 


В 1946 году, когда семья Лем переезжает в Краков, Станислав возобновляет свое обучение.  Но через два года, к будущему писателю приходит мысль о том, что карьера военного врача не та профессия, которая ему подходит. И он, дойдя до финальной черты университетского образования, отказывается сдавать выпускные экзамены. 


Он подрабатывал в анатомическом театре при медицинском факультете, а в свободное время писал. И однажды вымышленные миры вытеснили те занятия, которые в обществе принято считать основными. 


Первый успех приходит в 1951 году. Тогда выходит роман «Астронавты», описывающий экспедицию на планету Венеру. Именно в этом произведении автор впервые затрагивает тему возможного уничтожения нашей планеты от неразумных военных действий с использованием совершенного ядерного оружия, которое уже не оставит в живых ни единой души.


Станислав Лем


Кстати, сам Станислав Лем некоторое время испытывал невротичный страх. Он был уверен, что Третьей Мировой войны не миновать. Он опасался за свою жизнь и жизнь своего возможного потомства. Поэтому категорически отказывался заводить детей.


Так они с женой прожили совместно пятнадцать лет. И все же решились стать родителями. 14 марта 1968 года у Станислава Лема и его жены Барбары родился сын Томаш, ставший в последствии физиком и переводчиком.


Двадцатый век был отмечен значительным скачком технического прогресса. Люди кинулись изучать космос, толком не изучив самих себя. Это была одна из основных мыслей, высказанных героем романа «Солярис». Темные уголки мозга так и остались неизученными, хотя человечество создало и «приручило» сложнейшие машины. 


История о взаимодействии с разумным океаном планеты Солярис полюбилась многим читателям, была тепло принята критиками, имела несколько успешных экранизаций и вдохновила не одно поколение фантастов. Автор любил этот роман и считал его удачным. Андрей Тарковский, задумав воплотить идеи книги Лема на большом экране, пригласил Станислава в Москву. Он приехал, но удовольствия от общения не получил. А дело в том, что режиссер решил выкинуть научную составляющую произведения, и добавить от себя излишне (как казалось Лему) сентиментальных фактов.


Станислав Лем


Позже увидев «Солярис» Стивена Содерберга, Лем пересмотрел свои взгляды и признал новую версию худшей. В последние годы жизни (а скончался писатель в 2006 году) его произведения были наполнены философскими рассуждениями, хотя там также много интеллектуального юмора и игры слов.


В действительности, некоторые идеи Станислава Лема не теряют актуальности и по сей день, приобретая все новое значение. Так, например, идеи искусственного интеллекта, виртуальной реальности, описанные в сборнике Лема «Сумма технологий», оказались поистине пророческими.



Софья Дорохина


 



 

Рекомендуем

Не нуждающийся в представлении Николай Халаджан
Фестиваль "Пространство режиссуры." Второй день
Александр Збруев: «Я чувствую себя таким же сорванцом, как мой герой Ганжа»
И все-таки они вместе («Стражи Галактики. Часть 2», реж. Джеймс Ганн)
Бумер на тропе войны («Асоциальная сеть», реж. Тиллер Расселл)
Тегеранский симфонический оркестр в России
Кино как лекарство ("Боль и слава" реж. Педро Альмодовар)
38-й ММКФ. Конкурс. "Память забвения", "Голос вещей", "Худшая из женщин"
«Широкая Масленица на Бородинском поле»
Крёстный отец Голливуда: 12 подвигов Роберта де Ниро