Партнеры Живи добром

Людмила Петрушевская: кабаре одного автора


«Людмила Петрушевская – это человек удивительной судьбы. Она вышла из самых нищих, тяжело живущих слоев нашей жизни. Она может быть очень простой во взаимоотношениях, откровенной и честной. Она может быть ироничной. Может быть злой. Она непредсказуемая. Если бы мне сказали нарисовать портрет Петрушевской, я бы не смог...», - М. Захаров

Про Людмилу Петрушевскую часто говорят, что ее милый внешний облик не сочетается с тяжелым стилем произведений. Впрочем, так ли это удивительно для человека с невероятно сложной судьбой, который, тем не менее, добился успеха и нашел свое призвание.

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Родители познакомились, будучи студентами Института философии, литературы, истории – мать впоследствии занималась редакторской деятельностью, отец стал доктором философии. Дед Петрушевской – известный лингвист Николай Яковлев, ликвидатор безграмотности среди населения в начале 20-х годов. Злую шутку с ним сыграл его профессиональный интерес к яфетической теории (марризму) – учению о классовом происхождении языка. После того, как Сталин объявил теорию несостоятельной и антинаучной, Яковлев был уволен с работы и пережил психическое потрясение, что послужило причиной его дальнейшей тяжелой и продолжительной болезни.

2.jpg

В семье Петрушевской существовала традиция устраивать домашние представления. По ее воспоминаниям, прадед не хотел учить ее читать, и Людмила училась самостоятельно по газетам, втайне от родственника. Впрочем, выбор книг был невелик – везти домашнюю библиотеку в Куйбышев, где Петрушевские оказались в эвакуации во время войны было затруднительно. Некоторое время Людмила жила в уфимском детском доме. С музыкой дела обстояли лучше, чем с чтением – будущая писательница занималась оперным пением.

Впоследствии она называла себя «несостоявшейся певицей», обладающей голосом в три октавы. По собственному признанию, в школе Петрушевская училась крайне плохо, получая «отлично» только по музыке и рисованию. С поведением также было не все гладко – учителя дали ей прозвище «обезьяна». Часто Людмила вместо того, чтобы возвращаться после школы домой, шла в библиотеку и сидела там до закрытия – дома был психически больной дедушка, а в библиотеке можно было читать, сколько хочется. Начитанность и знание литературы позволили ей закончить школу с серебряной медалью и поступить в МГУ на журфак.

Во время обучения Петрушевская увлекалась субкультурой «стиляг», пела в университетском хоре, писала сценарии для студенческих капустников. После выпуска в 1972 году начинает работать корреспондентом на радио и в журнале. Через некоторое время переходит на Центральную студию телевидения в качестве редактора, где занимается написанием отчетов о передачах.

1.jpg

Впрочем, с 1973 года Петрушевская официально нигде не работает и занимается творчеством: создает мультипликационную «Студию ручного труда», где самостоятельно рисует мультфильмы, параллельно развивает театр «Кабаре одного автора», исполняя с музыкантами песни в стиле «Кафе-шантан» (от французского caf é chantant – «поющее кафе»).

Первый рассказ «Через поля» Людмила Петрушевская пишет в 1972 году, за ним последовала запрещенная пьеса «Уроки музыки». Произведение не было поставлено из-за пророческих событий, описываемых в нем и предвещавших хаос, крах системы. Особенностью работ Петрушевской является акцент на «темные» стороны жизни – то, на что другие закрывают глаза, не видят, а главное, не хотят видеть. В 1980-е годы пьесы Людмилы Стефановны ставятся в театрах: зрители познакомились с работами «Чинзано», «Любовь», «Квартира Коломбины». Впрочем, многие произведения так и оставались написанными «в стол» - не все были согласны со смелым взглядом Петрушевской на взаимоотношения людей и общества. В то же время, писательница работает с именитыми режиссерами – Романом Виктюком, Олегом Ефремовым, Марком Захаровым, Сергеем Арцибашевым.

3.jpg

С 1990-х годов Петрушевская пишет сказки, интересные не только детям, но и взрослым. Многие читатели сразу вспомнят ее «Приключения Поросенка Петра», «Лечение Василия», «Пуськи бятые».  В 1992 году выходит роман «Время ночь». Интересный факт: доподлинно известно, что писательница послужила прообразом Цапли в мультфильме Юрия Норштейна. Кроме того, некоторые утверждают, что она также вдохновила мультипликатора на создание Ежика в мультфильме «Ежик в тумане». Впрочем, это до сих пор остается загадкой.

В настоящее время Людмила Петрушевская по-прежнему занимается писательским трудом. Не так давно у нее вышла новая книга «Санаториум», также писательница обещает представить публике детективный роман. Петрушевская открещивается от политики, но заявляет, что готова защищать тех, кому нужна ее помощь: « Я бы пошла бороться за права больных, сирот, стариков, за права детей учиться у нормальных педагогов… Я за сохранение библиотек, маленьких театров, за вдовьи дома. За новые больницы, детские сады, а не за белые тротуарные бордюры, на которых сразу отпечатается вся грязь из-под колес…».

Людмила Петрушевская активна и полна энергии: дает концерты, пишет картины, устраивает выставки, общается с поклонниками на творческих вечерах и организует детские концерты. Остается лишь пожелать ей успехов!


Екатерина Постная 



 

Рекомендуем

Под руководством Александра Сладковского. Серия концертов
Измена как предчувствие («Верность» реж. Нигина Сайфуллаева)
По следам неутомимого путешественника Камиля Коро
Denis Matsuev: "When I play more, I feel better"
Новые проекты оркестра «Таврический»
Дружба и матери («Матиас и Максим» реж. Ксавье Долан)
Саврасов – непризнанный, но первый лирик русской живописиси
Сати Спивакова: «Человек стареет, когда перестаёт мечтать»
Губернский город готовится к открытию нового театра
Человек-легенда Фредди Меркьюри