Партнеры Живи добром

Эльмира Мухтерем: "Когда я впервые встала за дирижерский пульт, конечно, очень переживала"

Считается, что дирижер - исключительно мужская профессия. Мы решили развеять этот миф и встретились с Эльмирой Мухтерем - дирижером Крымского государственного музыкального  академического театра.  Эльмира поделилась своими впечатлениями о работе дирижером, а также рассказала,  как сейчас развивается культура в Крыму.

Вы родились в музыкальной семье?
Нет, в моей семье не было музыкантов. Примерно с 4-5 лет меня тянуло к музыке, и когда я захотела пойти в музыкальную школу, родители не поддержали эту идею, им казалось, что заниматься музыкой не серьезно и в будущем не видели меня музыкантом. Но этот запрет только усилил мое желание, через много слез и уговоров, в конце концов, лед тронулся, и папа купил мне фортепиано. У папы, кстати, отличный слух, похоже, что это передалось генетически.

Потом Вы закончили Донецкую Государственную консерваторию имени С.С. Прокофьева.

Да, сначала училище, затем консерваторию, после окончания учебы сразу переехала в Крым.
Я пошла на прослушивание в Крымский академический музыкальный театр, и меня взяли на работу артисткой хора.

Почему Вы решили переехать именно в Крым?
Бытует мнение: где рожден человек, там и есть его родина. Я родилась в Таджикистане, в городе Душанбе, но своей родиной считаю то место, где были рождены мои предки, а это место именно крымская земля. Естественно, после того, как окончила консерваторию, я переехала в Крым. Мне здесь понравилось сразу, в театре меня прекрасно приняли, и я начала потихоньку продвигаться вверх по карьерной лестнице.

  Эльмира Мухтерем

Волнуетесь перед выходом на сцену?
Конечно! Несмотря на опыт, волнение присутствует всегда, будто ты выходишь на сцену в первый раз. Это переживает каждый артист, но как только ты видишь зрителей и слышишь их аплодисменты, все улетучивается.  

Вы некоторое время являлись единственной женщиной-дирижером в Крыму... 
На этой должности я работаю несколько лет, все это время была единственной женщиной-дирижером в нашем регионе, и вот недавно в симфоническом оркестре Крымской филармонии в Ялте появилась еще одна женщина-дирижер – Яна Анненкова. Есть стереотип, что эта профессия мужская, но когда-то женщина не садилась за руль и не участвовала в парламенте, и еще много примеров.

В наше время можно сломать стереотип, что дирижер – исключительно мужчина?
Думаю, что да, все чаще прихожу к этой мысли. Женщина может принести в эту профессию что-то свое, какую-то женскую мудрость. Когда я впервые встала за дирижерский пульт, конечно, очень переживала. Ведь на первый взгляд, нужно быть немного тираном, но это ошибочное мнение, все музыканты очень ранимые люди. Самое главное – это прочувствовать произведение и суметь передать то, что хотел донести до нас композитор, это априори не может быть в каком-то злом состоянии.

  Эльмира Мухтерем

Как проходит Ваш рабочий процесс?
Часто берем классические произведения, оперы и оперетты, очень большой минус, что в Крыму нет оперного театра, зрители голодные по этим произведениям. В последнее время стали ставить мюзиклы. Первым мюзиклом стал «Дубровский» на музыку - Кима Брейтбурга, с которым тесно сотрудничаем, он сейчас живет в Москве, приезжает к нам на премьеры. После «Дубровского» мы поняли, что люди без ума от этого жанра, многие приходят по несколько раз. Второй работой в сотрудничестве с Брейтбургом стал мюзикл «Мост над рекой», премьера состоялась в октябре, билеты были проданы еще за два месяца. Это важная работа, чтобы показать соединение Крыма с Россией, у нашего главного режиссера Владимира Косова даже существует мечта - сыграть этот мюзикл прямо на Керченском мосту в следующем году, если реализуем, это должно войти в историю.

После присоединения Крыма с Россией, появилось больше перспектив в культурном направлении?
Да, начался новый виток в творчестве, с нами начали сотрудничать новые композиторы и сценаристы, больше артистов приезжает на гастроли. Министр культуры Республики Крым - Арина Вадимовна Новосельская помогает, она сделала очень много для нашего театра, нам привезли современную звуковую и световую аппаратуру, был сделан ремонт в помещениях и зрительном зале, помещение театра преобразилось и стало совершенно новым. Хочется, чтобы культура в Крыму еще больше развивалась, построить театры (театр мюзикла, оперный театр), отдельные концертные площадки, но я думаю, что все еще впереди и в этом направлении производится также большая работа министром культуры.

Планируете поехать на гастроли по России?
В прошлом году были в Москве, сейчас гастролируем по Крыму. Конечно, хотим поехать на гастроли по стране, но пока точно ничего не могу сказать. Недавно выступала Полина Гагарина, мы с оркестром аккомпанировали на ее концерте, ей понравилось сотрудничество и даже поступило приглашение поехать и далее с ее гастрольным туром. Также с нами хочет поработать Лариса Долина, все это лестно.

Эльмира Мухтерем

Кроме работы в театре, Вы преподаете в университете.
Да, я преподаю дирижирование и вокал. Преподавательская деятельность тоже своего рода творчество, очень люблю своих студентов.

Выпускникам потом тяжело с трудоустройством?
Что касается нашего театра, на места солистов мы стараемся брать людей с консерваторским образованием, приезжают люди даже из-за границы. Но и у местных ребят тоже всегда есть шанс, настоящий талант чувствуется сразу. Например, был случай, когда на прослушивании нам понравился один парень, оказалось, что у него нет музыкального образования - мы все равно пригласили его работать к нам в театр, это самородок и такое только приветствуется.

Никогда не задумывались, в какой еще сфере хотели бы работать?
Родители хотели, чтобы я работала в медицине. Но, я настолько люблю музыку, что даже не представляю себя в другой сфере, даже моя преподавательская деятельность связана с музыкой. Любой профессии можно научиться, но, тем не менее, каждый должен заниматься своим делом, я считаю, что музыкальный талант все же дается от Бога.

Эльмира Мухтерем   

Что пожелаете нашим читателям?

Мне хочется пожелать, чтобы каждый человек по-настоящему получал удовольствие от всего, что с ним происходит. Здесь можно процитировать фразу: «Есть только миг, за него и держись». Я убеждена, что жизнь нужно прожить так, чтобы в конце не думали о том, что вы что-то не сделали. 

Алена Садырева


 

Рекомендуем

BLICK'16: "Звук Родины - Германия поет!" реж. Арне Биркеншток, Ян Тенгелер
"Если ты влюбляешься, это мешает танцевать". Интервью с Денисом Родькином
Нострадамус – божественный дар или точный расчет?
M2M Russian Open: everybody loves golf!
Знаменитые оперные театры мира, которые стоит посетить
XXIV Международный фестиваль «ЗЕМЛЯ. ТЕАТР. ДЕТИ»
100 лет со дня рождения великого русского пианиста С.Т. Рихтера
Аркадий Аверченко. Человек, который смеялся
Проблема отцов и детей в спектакле «Последние луны»
Монстры на каникулах («Лука», реж. Энрико Касароса)