Партнеры Живи добром

Довлатов и Пушкин на сцене театра «Студия театрального искусства»


Почти год на сцене театра «Студия театрального искусства» с успехом идет спектакль по мотивам повести Сергея Довлатова «Заповедник».  Выбор материала для постановки не случаен, ведь в последние годы творчество и биография Сергея Донатовича вызывают огромный интерес у публики.

Чем так интересна  повесть «Заповедник»? Тем, что в ней показана подлинная жизнь самого писателя, его мысли, чувства, глубокие переживания в суровых реалиях советской действительности.

Герой повести – Борис, живой думающий человек, оказавшийся заложником тоталитарной советской системы. В эпоху душевного кризиса писатель приезжает поработать экскурсоводом в Пушкинские Горы (места, связанные с жизнью и деятельностью великого поэта) и занимается осмыслением своей писательской жизни сквозь призму жизни  и творчества А.С.Пушкина.

Режиссер одноименной постановки – Сергей Васильевич Женовач. Сергей Васильевич является основателем и руководителем театра «Студия театрального искусства», заслуженным деятелем искусств РФ, а с 23 марта 2018 года и руководителем МХТ имени А.П. Чехова.


"Заповедник". Фото предоставлено пресс-службой театра "СТИ"


В своей режиссерской работе «Заповедник» основной акцент Женовач делает на монологи главного героя и трогательное воспроизведение актерами стихов Пушкина, которого режиссер представляет в качестве соавтора спектакля. Личность великого поэта осмысливается главным героем на протяжении всего спектакля, давая серьезную пищу для размышления о творчестве и гениальности в целом.

Действие на сцене не подчинено сугубо тексту: режиссер умело меняет последовательность событий, принадлежность реплик определенным героям. Все это не меняет сути произведения – она остается неизменна.

Главный герой в исполнении Сергея Качанова с первой минуты держит зал. В его образе та самая довлатовская грусть и ирония, которой проникнуто произведение. Героем поднимается множество вопросов: о любви и браке, о тяжелом  алкоголизме русского народа, о творчестве и гениальности.

Как уже было сказано, главный герой Борис, размышляя о Пушкине, пытается разобраться и в своей жизни. В противовес однобокому пониманию личности Александра Сергеевича со стороны окружающих его дам, герой приходит к выводу, что гениальность великого поэта превыше добра и зла, она не подчиняется штампам и не может быть предметом идолопоклонства. В качестве иллюстрации его слов в конце спектакля, словно елочные шарики, появляются множество посмертных масок Пушкина, имеющих, как и медаль из фразеологизма, две стороны.


"Заповедник". Фото предоставлено пресс-службой театра "СТИ"


Такой необычайный эффект создан главным художником театра Александром Боровским. В спектакле  в принципе задействовано минимум декораций: мостик, ведущий к заросшему пруду, и перекинутый над ним, пересекающий его арочный мост. В отдалении висит посмертная маска Пушкина. Все просто и лаконично. Слова здесь очень органично вписываются в пространство, а пространство как бы свидетельствует о непростом пути творческого человека, оказавшегося на перепутье.

Стоит отметить блестящее музыкальное сопровождение постановки. В спектакле звучат романсы  М. Глинки, А. Алябьева, И. Шварца; оркестр Рэя Кониффа и песни Фрэнка Синатры.  Особого внимания заслуживают вокальные партии женской части актерского состава, сочетающие в исполнении глубокий профессионализм с невероятной девичьей трогательностью.

«Заповедник» в интерпретации театра «Студия театрального искусства» оставляет неизгладимое впечатление. В постановке поднимается множество острых вопросов, но делается это деликатно и тонко. Таким образом, создается огромный простор для художественной трактовки спектакля и осмысления творчества Сергея Довлатова.

Анна Некрасова


 

Рекомендуем

Марлон Брандо. Почему секс-символ от Оскара отказался?
Всадник по имени Сэм ("Великолепная семерка" реж. Антуан Фукуа)
Кино. Личность. Вячеслав Тихонов
Детство. Жизнь вопреки
Белое золото китайских императоров. Из коллекции Кирилла Козина
«Я Пушкина через Урал пронес, я с Пушкиным шатался по окопам». Эдуард Багрицкий
Антонио Гауди – гений или сумасшедший?
Художник широкого профиля Эль Лисицкий
Игорь Грабарь - признанный жизнелюбец
XI фестиваль VIVACELLO