Партнеры Живи добром

Марина Неёлова: «Меня везде бросают, я везде несчастная!»


Удивительно, как мало молодых людей теперь знают это блистательное, прославленное в свое время имя: Марина Неёлова. Какое ничтожное число подростков может воскликнуть: «ах, какая же хорошенькая! Какие глаза лучистые, как искренне она играет, как великолепно держится на сцене и перед камерой!».

Трудно представить, что сегодняшний зритель смог забыть о ней, бросить, как бросали её героинь вероломные или никчемные герои-кавалеры. Вместе с тем отчего-то приятно быть в этом элитарном меньшинстве, которому знакома её трогательная красота и грация, которое смотрит и пересматривает фильмы и наслаждается блестящей игрой неоднократно заслуженной артистки.

Марина Неёлова

В биографиях великих актёров подобное часто встречается: семья не из творческой богемы, фронтовики, работяги. Но актёрство всё равно – единственный возможный путь, «голубая мечта» и осознанный выбор. Страшное волнение перед вступительным экзаменом, и вдруг... успех. Признание таланта строгими экзаменаторами ЛГИТМиК, на третьем курсе, первая роль в кино, в «Старой, старой сказке», и снова признание, на этот раз критиками и, главное, зрителями.

У некоторых от успеха кружится голова, но только не у Неёловой – не лезет, не навязывается. Другой человек. Хотела работать с Товстоноговым в БДТ, но не решилась. Вместо этого, уехала из Северной столицы в златоглавую. Сначала выступала в Театре им. Моссовета, а затем, в 1974 году, перешла в Современник, где трудится и по сей день.

Неелова быстро стала любимицей коллег по цеху, её выделяли как незаурядную актрису, чей талант невозможно держать в пределах одного амплуа или образа. Фаина Раневская отмечала, что творческая реализация Нееловой должна проходить при непосредственном участии творческого окружения, её дарование нужно пестовать и беречь совместными усилиями режиссёров и коллег-актёров.

Марина Неёлова

Широчайший диапазон ролей, от сказочных до драматических, позволил, в конце концов, выделить главные черты Нееловой – артистки: она может сыграть всё что угодно, но больше всего ей подходит бытовой психологизм. Ей всегда удавалось играть таким образом, чтобы зрительницы могли моментально узнать в её героинях себя или своих знакомых. Сочетание женственности и сексуальности в манерах и внешности дополняются глубиной переживания, исключительной интеллигентностью и профессионализмом.

Неёлова принадлежит к категории самокритичных актёров, идеалистов в профессии. Это же качество она ценит в коллегах. Пустые глаза на сцене, неспособность переключиться с обычного состояния на рабочее, погрузиться в роль – вот главные недостатки, которые она подмечает во многих молодых актёрах. Может быть, поэтому ей так изумительно дался в свое время дуэт с главным «фанатиком» советского кино и театра, Андреем Мироновым, в фильме «Фантазии Фарятьева». С восхищением она вспоминает, насколько серьёзно Миронов относился к своей роли, как всё время оставался недоволен собой, с каким остервенением раз за разом отрабатывал каждую реплику.

Марина Неёлова не любит смотреть на себя со стороны. Главными комплексами всегда были миниатюрность и худоба, что становилось предметом дружеских подтруниваний со стороны коллег. Константин Райкин, к примеру, однажды изрёк, задумчиво разглядывая Неёлову: «А что, нравятся мне твои ноги! Они так извиваются, извиваются…».

Марина Неёлова

Как любой профессионал, оттачивающий свои навыки и стремящийся к совершенству, Неелова прислушивалась к критике. Причем главными её судьями оставались родители. Мама не щадила профессиональную гордость дочери. Её сложные эмоциональные роли она комментировала так: «Ну что, Мариночка, тебе сказать? Ну, как ты есть истеричка в жизни, так ты и на сцене истеричка!». Если роль была более нейтральная, тогда: «Ну что, Марина, здесь ты не очень худенькая».

Возможно главной причиной тому, что артистка Неелова теперь известна в основном только театралам – это большой перерыв в карьере. Замужество, семья и работа мужа–дипломата в определённый момент затмили даже страстную любовь Неёловой к театру. Вскоре, правда, стало понятно, что без театра никак не обойтись – актриса жила на две страны и регулярно летала в Москву на спектакли. Современник всячески подстраивался под сумасшедший график своей примадонны.

Сейчас Марина Неёлова почти не появляется на экране, её творческая жизнь замкнулась в стенах Современника. Но поклонников у этого театра хоть отбавляй, и это, во многом, заслуга Неёловой. «Вишневый сад» и «Крутой маршрут», сколько бы десятилетий они ни ставились, смотрятся каждый раз как в первый раз, покоряя зрителя и провоцируя на самые сильные и искренние переживания.

 


Елизавета Савостьянова




 

Рекомендуем

Агния Барто. В ней жила душа ребенка
«ТОпоТ» в Культурном центре ЗИЛ
Скорбные сказки («Питер Пэн и Алиса в стране чудес», реж. Бренда Чепмен)
Демьян Бедный: обласканный дьяволом
Международный день музыки
Гас Ван Сент. «Моя личная нирвана»
Утиная охота («Падение», реж. Вигго Мортенсен)
Детальный разбор
Роберт Пенн Уоррен. Литература «южного возрождения»
Город засыпает, просыпается Голем ("Голем" реж. Хуан Карлос Медина)