Партнеры Живи добром

Железнодорожное («Купе №6», реж. Юхо Куосманен)


В российский прокат вышел один из главных отечественных фильмов года — неожиданный обладатель каннского Гран-При, снятый финном Юхо Куосманеном («Самый счастливый день из жизни Оли Мяки») и продюсером Сергеем Сельяновым при поддержке Министерства Культуры и в копродукции с Финляндией, Германией и Эстонией. Рассказываем, почему после этого трогательного камерного кино немедленно захочется напиться той самой «железнодорожной воды» из песни БГ и Аквариума или как минимум отправиться на поезде куда глаза глядят.


"Купе номер 6". Источник: Sony Pictures


«На пол не плевать, в туалете не свинячить» — говорит проводница (Юлия Ауг) Лёхе и Лоре, а они вроде и не собирались. Лора (Сейди Хаарла) — интеллигентная финская студентка-археолог, её давняя мечта — увидеть мурманские петроглифы, которым уже успело стукнуть 10 тысяч лет. Лёха (Юра Борисов) — простой парень лет 25-ти, кажется, шахтёр, о петроглифах слыхом не слыхивал, зато вот-вот начнёт хлестать спирт прямо из горла, по-нашему, и рассуждать о России. Они в шестом купе поезда Москва-Мурманск и впервые видят друг друга. Но очень скоро всё, что происходило с ними до этого, перестанет иметь значение.


"Купе номер 6". Источник: Sony Pictures


«Купе номер шесть» Юхо Куосманена — тот редкий случай фильма, который, кажется, совершенно неуязвим для критики, настолько в нём всё очевидно и на поверхности. Как бы бессюжетное роуд-муви — и трогательная мелодрама о случайно-судьбоносной встрече. Доброе «душевное» кино, от и до пропитанное ностальгической атмосферой российских 90-х — и любовный железнодорожный романс, от которого веет всем до боли знакомым. Единственное, что как будто бы может испортить просмотр — это завышенные ожидания. Конечно, важно то, что это кино о России, снятое иностранцем, и что его героиня Лора  — тоже не русская, но эта дистанция довольно условна. Кажется, если кто и сможет если не понять, то хотя бы прочувствовать эту самую безразмерную русскую душу, то как раз ближайшие соседи-финны.


"Купе номер 6". Источник: Sony Pictures


Отчасти это вообще вариация на тему «Иронии судьбы», только в поезде: тот же эффект случайного встречного (в данном случае — попутчика), которому легко излить душу, те же располагающая атмосфера момента и встреча двух одиночеств. Как и Наде Шевелёвой, Лоре тоже не сразу удаётся отпустить прежние чувства — не к Ипполиту, конечно, а к своей московской девушке Ирине, у которой в гостях собирается вся университетская богема (в эпизоде — в том числе реальные сотрудники журнала «Сеанс»). О прошлом Юры мы особо не знаем, да это и не важно: как уже говорилось, всё самое главное и непередаваемое словами произойдет с ними обоими в этом самом купе номер шесть (не путать с «Палатой» под тем же номером). Ну и ещё в тамбуре у запотевшего от мороза стекла, за столиком вагона-ресторана и в прочих других частях поезда. Хотя справедливости ради, надо сказать, что и за его пределами тоже.


Полноценный соучастник действия и четвертый главный герой после Лоры, Лёхи и поезда — оператор. Янни-Петтери Пасси заставляет забыть, что за героями постоянно следует камера, и что её ручное дрожание — его рук дело, а это можно назвать высшей похвалой. Также как и записать в несомненные плюсы фильма насыщенное приглушёнными цветами плёночное изображение, отлично работающее на общий ретро-эффект. Это самое близкое и вроде бы недавнее, но уже такое далёкое прошлое, в котором герои обходятся без интернета и мобильных телефонов, выдаёт себя в почти незаметных деталях вроде видеокамеры в руках Лоры, так что не сразу понятно, когда же именно происходят события.


"Купе номер 6". Источник: Sony Pictures


Юра Борисов, обаянию которого решительно невозможно противостоять, буквально играет народного героя — живое воплощение безалаберной и хаотичной русской души, к которой так трудно привыкнуть иностранцу. И правильной, рассудительной Лоре действительно непросто разглядеть в этом пьяном и постоянно матерящемся быдловатом парне прекрасного принца (зато на Жигулях). Тем интереснее, что всё это отчасти реальная история (в основе — автобиографичный роман Розы Ликсом), а диалоги изначально писались на английском, и только потом были виртуозно обработаны Любовью Мульменко до состояния живой непричёсанной русской речи. 


Так и ждёшь, что сейчас за кадром зазвучит «Синий синий иней» а-ля Boney M, но вместо этого гимном Лоры и Лёхи становится не менее привязчивое и народное Voyage, Voyage. А в кульминационной сцене абсолютного счастья, сбежав от всех на заснеженный край мира, они и вовсе представляют себя героями «Титаника». И эти универсальные сближения, что и говорить, делают фильм одинаково понятным в России, в Европе или где-нибудь ещё. Даже удивительно: оказывается, что по-фински, что по-русски «иди на хер» и «я тебя люблю» на самом деле об одном и том же.



«Купе номер 6» — в кино с 25 ноября.


Иван Цуркан


 

Рекомендуем

Мюзикл. История жанра
FollowTheFabrika. Четвёртый этап
James Blake выпустил новый альбом «Assume Form»
Американская мечта Уолта Диснея
Кино. Классика. «Сладкая жизнь» Ф. Феллини
Прогулка по Берлину
Глеб Панфилов. История одного упрямца
По зову океана ("Моана" реж. Рон Клементс, Джон Маскер)
Вестсайдская история: любовная драма из Нью-Йорка
Габриэль Джебран Якуб: «Скрипичное мастерство — это мир, объединивший науку и музыку»