Партнеры Живи добром

Петр Павлов. Виды старой Москвы


В начале XX века архитектурный облик Петербурга, Москвы и многих других городов России изменяется в связи с бурным ростом промышленности и большим притоком населения. В столицах строятся многоэтажные доходные дома и новые общественные здания, увеличивается количество и ширина улиц, на смену конкам и пролеткам приходят трамваи и автомобили. 

Петр Павлов. Виды старой Москвы

Чтобы сохранить на память потомкам исчезающий дух российских городов, Императорское Московское археологическое общество (ИМАО) вело активную работу по выявлению, исследованию, учету и реставрации памятников истории и культуры, а также приглашало к сотрудничеству известных фотомастеров. В разные годы фотографии для Общества выполняли такие специалисты светописи, как И. Ф. Барщевский, А. А. Иванов-Терентьев, Н. Н. Ушаков, П. В. Орлов, И. Н. Александров, А. А. Губарев, К. А. Фишер. В ряду этих фамилий особое место занимает выдающийся фотограф рубежа веков П. П. Павлов. По заданию ИМАО и его комиссии «Старая Москва» он проводил съемку исторических мест и архитектурных памятников Москвы. 

Петр Павлов. Виды старой Москвы

Его фотографии отличаются четкостью, большой детальностью и прекрасно передают городскую застройку конца XIX — начала XX века. Камера Павлова сохранила для последующих поколений археологические и реставрационные работы в Кремле, открытие памятника Александру II, народные торжества, гуляния у стен Новодевичьего монастыря, а также наиболее известные архитектурные сооружения центра города. Многие из его снимков украсили путеводители по Москве 1900-х — 1910-х годов. 

Петр Павлов. Виды старой Москвы

Его мастерски выполненные снимки пользовались большой популярностью у современников. Одними из самых востребованных московских сюжетов были фотографии с видами монастырей, церквей, часовен и стен Кремля, панорамой Красной площади с памятником Минину и Пожарскому и собором Покрова Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного), изображения Городской думы, Пашкова дома, Петровского дворца и другие. Особенно ценны для зрителя начала XXI века фотографии московского ландшафта и памятников начала века двадцатого — утраченной Сухаревской башни и застройки Кремлевской набережной, перенесенных со своего исторического места в 1930-х годах Триумфальных ворот, а также восстановленных в 1990-х — 2000-х годах Иверской часовни и храма Христа Спасителя. Видовые фотографии, выполненные Павловым в жанре художественной панорамной съемки, с особым обаянием и живостью передают атмосферу ушедшей эпохи.

Об авторе

Петр Петрович Павлов родился в 1860 году в крестьянской семье в деревне Федоровская Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. В 1881 году приехал в Москву из Петербурга. Устроился в известную фотографическую фирму «Шерер, Набгольц и К°», принадлежавшую в то время А. Мею и М. Шиндлеру, где проработал 10 лет. В 1891 году Павлов открыл собственное ателье на углу Мясницкой улицы и Златоустинского переулка в доме Вятского подворья, в котором занимался, в основном, портретной и групповой фотографией. 

Петр Павлов. Виды старой Москвы

Петр Петрович более 20 лет состоял членом Российского фотографического общества (с 1894 года). В 1896 году его работы экспонировались на фотографических выставках в Москве и Нижнем Новгороде, удостоившись бронзовых медалей. Переехав в 1914 году на Петровку (дом № 28/16), фотоателье Павлова просуществовало до смерти владельца (1924). Похоронен Петр Петрович Павлов у деревни Хомяки Верейского уезда Московской губернии.



 

Рекомендуем

Открытие генеалогической выставки «Обратись к истокам»
Хвост виляет человеком ("Зоология" реж. Иван И. Твердовский)
Кризисные углы современности ("Квадрат" реж. Рубен Эстлунд)
Пресс-конференция с создателями фильма "Селфи"
Федор Бондарчук: Лекция о кино. "Притяжение"
КоммерсантЪ. «В стране не хватало порядка – газета его создавала»
Выставка «Степные истории. Продолжение…» в Музее Востока
Мэтт ЛеБлан. Роль, ставшая частью жизни
Кит Эмерсон - гений клавиш и шоу
Искусство во имя высокой цели