Партнеры Живи добром

Французская "большая опера" и ее создатель Джакомо Мейербер


Жанр французской "большой оперы" находился на пике популярности почти сто лет: с 1828 по 1920 гг. Создателем этого типа оперного спектакля считается Джакомо Мейербер вместе со своим соавтором -  драматургом Эженом Скрибом. Именно к "большой опере" относятся все значительные произведения композитора.

Французская "большая опера" и ее создатель Джакомо Мейербер
Большая опера - это пятиактный спектакль,  отличающийся зрелищностью постановки. К нему подходят  такие определения: великолепный, фееричный, и эффектный. Здесь большое внимание уделяется деталям, произведению впечатления, характерна зависимость от сценической специфики и вторичность музыкальной составляющей. Особенное значение отводится балету, как способу разрядки напряжения. Настоящее имя основоположника жанра - Якоб Либман Беер. Будущий оперный композитор родился в 1791 году в еврейской семье крупного банкира в Берлине. Он и его братья получили блестящее образование и выбрали творческие профессии. Один стал астрономом, второй драматургом. Якоб с детства занимался музыкой, играл на пианино. В творчестве Мейербера все исследователи выделяют три периода: немецкий, итальянский и французский. Первые его берлинские опыты в сочинительстве оперы оказываются неудачны. И в 25 лет он едет в Италию. Шедевром этого периода явилась опера «Крестоносец в Египте», поставленная в 1824 году в Венеции, а через год в Париже.
 
Французская "большая опера" и ее создатель Джакомо Мейербер

В 1825 году Мейербер женится на своей кузине Минне Моссон. От этого брака у него рождаются три дочери Бланка, Сесилия и Корнелия и сын Рауль Рихтер, ставший впоследствии профессором философии в Лейпцигском университете. В 1827 году Мейербер переселяется во Францию. Вскоре он начинает сотрудничать с драматургом и сценаристом Эженом Скрибом. Результатом их творческого союза и явилась первая опера, с постановки которой в 1831 году можно отсчитывать начало французской "большой оперы" - это «Роберт-дьявол». К этому же жанру можно отнести ещё 3 оперы Мейербера: "Гугеноты" (1836), "Пророк"(1849), "Африканка"(1865).

Французская "большая опера" и ее создатель Джакомо Мейербер

Кроме создания опер, Мейербер отличился на многих поприщах: некоторое время он руководил оперой в Берлине, занимался дирижированием, написал много вокальных произведений — элегий, баллад, романсов, песен, определенное количество кантат и псалмов, танцев, увертюр, хоров. Умирает композитор 2 мая 1864 года в Париже. Музыкальная библиотека и рукописное наследие Мейербера (письма, дневники, ежедневники, рукописи неоконченных сочинений), исследование которых могло полнее раскрыть личность композитора, согласно завещанию долго находились на хранении внутри семьи, и только в 1952 году Мейербер-архив был передан Институту исследования музыки в Берлине.
 
Французская "большая опера" и ее создатель Джакомо Мейербер

Творчество Мейербера, соответственно новому жанру оперы, отличается соединением различных стилей, стремлением к эффектным и контрастным сопоставлением элементов трех национальных культур: немецкой, итальянской, французской. В произведениях композитора было все, что могло привлекать в те годы: живое действие и яркие контрасты, таинственность и роковые разоблачения, наигранная фантастика и дозированная сентиментальность, пикантные балеты и яркая театральная музыка, эффектные вокальные номера и блестящая оркестровка. Психология героев вторичная, на первом плане - острые и причудливые сюжетные ситуации.

Французская "большая опера" и ее создатель Джакомо Мейербер

Несмотря на несомненный композиторский талант Мейербера, его творчество и сама личность композитора вызывали неоднозначные оценки современников и критиков. Репутация Мейербера была существенно скомпрометирована на общем фоне истории оперы XX в. Его обвиняли в несамостоятельности и подражательстве, в отсутствии творческой воли и музыкальной индивидуальности, в излишней театральности и использовании пустых сценических эффектов, в погоне за прибылью, в опошлении разрабатываемых им тем, и даже в привнесении в оперу декаданса. Но оперы Мейербера до сих пор блистают на сценах и отражают в себе целую эпоху, а гений его творчества послужил созданию нового жанра - французской "большой оперы". Все это говорит о значимости Мейербера как композитора, и на полном праве позволяет причислить его к классикам оперы.


Мария Игумнова



 

Рекомендуем

Тайна и Соблазн: о последнем фильме Стэнли Кубрика
Маргарет Митчелл. Одна жизнь, одна женщина, одна книга
Территория искусства. Академия художеств
Сон, который вы не забудете
Ирина Токмакова. Своя
Открытый диджитал лекторий «Культура 2.0»
Жан Тэнгли и его кинетическое искусство
Что? Где? Когда? Афиша ноября
Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Первый день
Медный всадник — страж Санкт-Петербурга