Партнеры Живи добром

Борис Щукин - актёрский портрет


17 апреля 1894-го в городе Кашира родился один из актёров «Октябрьского поколения», один из первых тринадцати актёров Советского Союза, которым было присвоено это звание, Борис Васильевич Щукин. Его семья не имела никакого отношения к искусству (отец был обычным служащим), однако юноша ещё с ранних лет проявил огромный интерес к театру. Как писал П.А. Марков: «Он смотрел на театр, как на что-то далекое и непостижимое, как на прекрасную область, где работают большие люди и делают большое и нужное искусство». Приобщиться к самому искусству, точнее к процессу его создания, к сожалению, удалось не скоро. Сначала отец отдал его в частное реальное училище Воскресенского, затем учёба продолжилась в Московском высшем техническом училище по специальности механика. Параллельно в эти годы (1912-1916 гг.) Борис играет свои первые роли в самодеятельном кружке при местном железнодорожном клубе, но пока не имеет успеха. А когда страну захватил вихрь революций и войн, то творческое развитие пришлось приостановить и облачиться в военный мундир.


Борис Щукин


1920 год стал годом глобальных перемен. Тогда 26-летний Щукин был принят в Мансуровскую студию под руководством Вахтангова на курс Б.Е. Захавы. На прослушивании он прочитал юмористический рассказ «Экзамен по географии» и не оставил никого равнодушным, а в этюде о поступающем в ожидании своего выступления, покорил естественностью и гармоничностью. Так началось становление Бориса Васильевича как передового актёра начала ХХ века. Метод Вахтангова, пытавшегося расширить рамки психологического театра и вывести его на принципиально новый уровень, для начинающего был нов, но уже тогда проявилось упорство и готовность работать. Очевидцы писали, что Щукин какое-то время даже ночью самостоятельно репетировал. Самой первой ролью стало исполнение грека-кондитера из чеховской «Свадьбы» (1921 г., режиссёр Вахтангов). И тут возникли первые сложности, ведь где можно в Москве встретить настоящего грека? В поиске наименее подходящего типажа, Борис Васильевич перезнакомился со всеми чистильщиками сапог, встречавшимися по пути от Павелецкого вокзала, где он жил, до Ходынки, где располагались военные курсы, на которых он учился. И этот метод сближения с реальной жизнью и сбора материала для своих ролей в будущем неоднократно применял.


Первым наиболее значимым этапом артистической жизни стала роль Тартальи в «Принцессе Турандот» (1922 г., режиссёр Вахтангов). «Он играл Тарталью с трогательной наивностью, позволявшей ему поверить в утонченные рамки вахтанговской постановки и принять весь иронический сказочный строй», - писал П.А. Марков. Именно тогда начинают формироваться особенности его игры, как, например, легкость и оптимизм, которыми он наполняет персонажей. А всю силу его творчества можно было почувствовать в спектаклях «Виринея» Л.Н.Сейфуллиной (1925 г.) и «Барсуки» Л.М. Леонова (1927 г.). Здесь вместе соединились взгляды актёра, характеры героев, личные знания и симпатии. На сцене изображались люди гражданской войны. И та доступность, органичность, с которой они были показаны, поразила публику. Критики подчеркивали, что Щукину удалось освободить героев от навязанной ранее помпезности, неестественно-декламационной подачи. Он слил воедино образ революционера с жизненной мудростью и светлым взглядом на жизнь. Красная линия его творчества – это радостное жизнеутверждение и ощущение всей наполненности её нескончаемого развития. И одним из сценических средств был голос. «Речь актёра была соткана из оттенков, мелодий, мотивов, акцентов», - отмечал Марголит.


Борис Щукин


И убедиться в отменной игре актёра можно и по сей день. Наглядным примером будут фильмы М.Ромма «Ленин в Октябре» (1937 г.) и «Ленин в 1918 году» (1939 г.). Это одни из немногих идеологических фильмов, которые приятно смотреть, благодаря прекрасной работе режиссёра и актёрскому мастерству. Щукин создал канонический образ Ленина, показав вождя революции не как неуязвимого атланта, а как яркого человека, рьяно переживающего за обстановку в стране и действительно желающего помочь. На экранах не актёр, играющий Ленина, а сам Владимир Ильич. Сюжет сегодня, конечно, выглядит комично, но ты совершенно по-новому смотришь на главные фигуры в России начало ХХ века, и понимаешь, что они тоже люди, а не воспетые полубоги. В этом очеловечивании и приземлении и есть заслуга Бориса Васильевича Щукина – гениального актёра, именем которого сейчас в России названо одно из престижнейших театральных училищ. 



Анна Дякина



 

Рекомендуем

Советская мода: как это было?
Юлия Купинская: «Мода, как искусство, мне дороже всего»
XXXIX ММКФ. "Преисподняя" Фенара Ахмада, "Купи меня" Вадима Перельмана
Крестный отец социальной фотографии. Льюис Хайн
Современный образовательный центр «Дом Бенуа»
Кино. После "Глобусов", накануне "Оскара"
Фестиваль "Пространство режиссуры." Четвёртый день.
Марчелло Мастроянни. Чеховский герой из Италии
Агриппина Ваганова. Великий профессор великих учениц
Айзек Азимов. Топ-7 рассказов