Партнеры Живи добром

Легендарный Александринский театр отмечает свое 259-летие


Более двух с половиной веков Александринский театр в Санкт-Петербурге привлекает поклонников Мельпомены и Талии (музы трагедии и комедии). Театр является одним из старейших в России, которые дожили до настоящего времени и продолжают работать.

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина основали по приказу императрицы Елизаветы 10 сентября 1756 года по новому стилю. Во главе театра стояли известные деятели культуры – писатель Александр Сумароков и актер - «отец» русского театра - Федор Волков. В 1759 году театр стал придворным.

Придворными театрами называли также и императорскими. Как правило, содержались они на государственную казну и целиком зависели от царского двора. Просуществовали придворные театры до 1917 года.

Своей постоянной сцены у театра не было до 1832 года, поэтому актеры зачастую играли на разных сценах, в домах аристократии и при дворе. Особой популярностью у публики пользовались комедии и водевили, а чуть позже – комические оперы. Театр ставил произведения Вольтера, Сумарокова, Мольера, Бомарше, Фонвизина и других драматургов XVIII века.

В 1832 году театр получил свое первое официальное название – Александринский, в честь Александры Федоровны, супруги императора Николая I. Кроме того, 12 сентября того же года театр получил и свое помещение. Им стал деревянный небольшой театр на Невском проспекте, созданный по проекту Карла Росси. Ранее это здание было пристанищем итальянской труппы Казасси, но вскоре она распалась, а театр перешел во владение государства. Однако зодчий перестроил театр так, что он смог вместить в себя около 1700 человек. И, более того, стать одним из самых ярких памятников архитектуры, выполненных в стиле ампир.

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Стиль ампир зачастую называют имперским или королевским стилем. Для него присуща театральность в оформлении зданий и интерьеров. Одними из самых важных деталей для ампира являются колонны, лепнина, пилястры, а также обращение к античности при украшении – мифические животные, скульптуры. Однако, в ампире строго сохраняется симметрия, архитекторы всячески стараются сделать свои творения гармоничными. 

До середины XIX века в Российской империи за основу бралась европейская театральная школа. Но с развитием драматургии и наши слуги театральных муз начали совершенствовать свое мастерство, привнося что-то свое, чисто русское, в театральное искусство.

Приобретшие особую популярность пьесы Грибоедова, Гоголя и Островского, а также огромное количество разномастных водевилей подняли театр на новую ступеньку – музыкальные постановки позволяли разрабатывать не только актерское мастерство, но и пластику, грацию. Кроме того, незатейливые песни могли запомниться публике и даже служить рекламой для представлений.

В 1920-е годы театр был переименован в Государственный театр драмы (или Ак-драмы), а еще чуть позже – в Ленинградский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина. В военные годы всю труппу эвакуировали в Новосибирск. А то, что в блокадном Ленинграде театр не был разрушен, нельзя назвать не иначе как чудом.

В 1990-х театру вернулось его прежнее название – Александринский. А с началом нового тысячелетия театр проводит свой международный фестиваль. Несколько лет назад у Александринки появилась малая сцена-трансформер на набережной Фонтанки. Хотя зал и небольшой, всего на 300 мест, спектакли там не менее запоминающиеся и блестящие, чем на основной сцене. Театр быстро развивается, это очень заметно по всем новшествам – у Александринки появился свой медиа-центр и интернет-театр, тут проходят занятия магистрантов Санкт-Петербургской госакадемии театрального искусства.

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Созданный Сенатским указом много лет назад театр практически с самых первых лет своего существования завоевал звание одного из самых лучших и красивых театров нашего государства. Александринский театр является «отцом» российского театрального искусства, именно тут зарождались все новые сценические жанры и дебютировали в качестве сценаристов самые известные писатели. 

В настоящий момент театр представляет собой ожившую историю, ведь тут хранятся декорации и костюмы прошлых лет, само здание - архитектурный памятник, а труппу театра с невообразимым восторгом принимают на всех зарубежных сценах по всему миру – ведь Александринка «является поистине национальным достоянием России» (Д.С.Лихачев).


Ирина Гюне


 

Рекомендуем

Лариса Лужина. Зал ожидания
Кино. Премьера. "И грянул шторм"
Хороший мальчик нашего времени ("Хороший мальчик" реж. Оксана Карас)
Вернуть свой «рок-н-ролл» («Вечно молодой» реж. Гийом Кане)
Зачем читать Ильфа и Петрова
Кино. Классика. "...А зори здесь тихие"
Elie Saab. Художник-самоучка
Реальные пираты
Витязь в большом городе ("Последний богатырь" реж. Дмитрий Дьяченко)
"Многослойность". Максим Рубцов