Партнеры Живи добром

Алексей фон Явленский: «Моя работа — это моя молитва, высказанная красками»


Имя художника-экспрессиониста Алексея фон Явленского сегодня больше известно за границей: русский по происхождению, он большую часть своей жизни провел в Германии. Именно поэтому его часто относят к художникам русского зарубежья. 


Алексей фон Явленский


От реализма к авангарду

Алексей Георгиевич Явленский, потомок графов Растопчиных, родился в 1864 г. в Тверской губернии, в городе Торжок. Явленский был потомственным офицером, но тягу к искусству он чувствовал уже в раннем возрасте и поэтому решился сменить погоны на холсты и краски. В Петербурге он поступает в Академию художеств. Здесь его наставником стал известный живописец Илья Репин. Но постепенно Явленский начинает увлекаться авангардным направлением, и авторитет учителя-реалиста стал отступать. В это время он знакомится с художницей и теоретиком искусства Марианной Веревкиной, вместе с которой едет на юг Германии, в город Мюнхен. 

Творческие поиски уже привели сюда Василия Кандинского, Игоря Грабаря, Давида Бурлюка и других художников.  В дальнейшем имя Явленского будут связывать именно с именем Василия Кандинского. После переезда в Германию художники учредили «Новое мюнхенское объединение художников». Позже Явленский вступил в основанный Кандинским творческий  союз представителей экспрессионизма «Синий всадник». На родине последний стал более известен, хотя есть мнение, что Кандинский создавал свои первые абстрактные работы именно под влиянием Явленского. 

Живя в Германии, художник много путешествовал, изучал европейскую культуру. В поисках своего творческого стиля он окончательно отходит от реалистических методов, увлекается Ван Гогом, работами французских импрессионистов Матисса и Сезанна. В это время оформляется художественная манера автора: яркая и активная, она выражается в насыщенных, динамичных красках. 


Вариации и «головы»

Первая мировая война заставляет художника отправиться в Швейцарию. К этому времени мир автора картин теряет ненужные подробности. Сам Явленский обобщённые образы разделял на натюрморты, пейзажи и «головы» и, подобно музыканту, называл их вариациями. Именно женские головы стали любимым жанром мастера. «В лице для меня раскрывается космос», - говорил художник. 


Алексей фон Явленский


Его картина «Женская голова» создана всего несколькими взмахами кисти. В работе вы не сможете отыскать портретное сходство, но на полотне художник выразил всю сущность своего персонажа. Искусствоведы отмечают, что в этот период в творчестве Явленского все яснее видны  отголоски иконописи: женские лица с глубокими, огромными глазами напоминают нам лики святых. «Я русский по рождению, моей славянской душе всегда были близки иконопись и древнерусское искусство. Моя работа — это моя молитва, высказанная красками», - признавался художник. Друзья даже иногда звали его  "Иваном Карамазовым". 


«Медитация» сквозь болезнь

После возвращения в Германию художнику ставят диагноз – паралич. Явленский не смог оставить живопись, и несмотря на болезнь и слезящиеся глаза, он создает серию абстрактных работ «Медитация», которые приобрели немало поклонников по всему миру и сегодня признаны вершиной творчества художника. 


Алексей фон Явленский


Когда мастера не слушались пальцы, ему приходилось привязывать кисти к рукам. В этот период он написал более 1500 полотен, которые даже не надеялся выставить. Между тем, его  работа «Лицо спасителя» стала одной из ярких точек в авангардном направлении.  На полотне автор избавил человеческое лицо может от всех ненужных деталей и превратил его в аскетический лик, в котором очертания носа и бровей напоминают крест.

В 1933 г. по указу нацистов Явленскому запрещено писать и участвовать в выставках. Однако через год он официально становится гражданином Германии и, подчеркивая дворянское происхождение, добавляет  к своей фамилии приставку «фон». 

Несколькими годами позднее его работы конфискуют: полотна Явленского становятся экспонатами выставки «Дегенеративное искусство».

Уже практически полностью парализованный, мастер был не в силах продолжать работу, и в марте 1941 г. Явленский скончался. Его похоронили на православном кладбище в Германии. 

Сегодня его работы по-прежнему выставляются в известнейших музеях мира и хранятся во многих  частных коллекциях. Полотна Алексея фон Явленского по праву относят к золотому фонду европейского авангарда, а их автора считают ярким мастером русского зарубежья.



Дарья Аминова



 

Рекомендуем

Mercedes-Benz Fashion Week Russia ПОКАЗ ЮЛИИ КУПИНСКОЙ
Патрик Догерти. Скульптуры из сена
"Звёзды на Байкале". Все серии
Бескрайние просторы психики («Сибирь», реж. Абель Феррара)
Осень соблазнов. Мужские ароматы. Выбор редакции
Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств»
Нереальная реальность Маурица Эшера
Выставка «Коллекция Морозова. Русская живопись XIX-XX веков из частного собрания»
Этьен Фальконе. Медный всадник и все-все-все
Заметки о жизни Лондонского симфонического оркестра