Партнеры Живи добром

Диего Веласкес: «Никто кроме…»


Диего Веласкес, чей талант был заметен с малых лет, очень быстро (уже в 23 года) стал знаменит при дворе. Отличительной чертой его первых работ в жанре бодегонес, изображавших бытовые сцены с аллегорией на библейские сюжеты, был подчеркнутый реализм и свойственное Караваджо освещение – яркий луч света, озаряющий темный фон, что усиливало контраст. 


Диего Веласкес


Бескомпромиссная точность изображения натуры сыграли Веласкесу на руку: остановившись в доме королевского капеллана поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, художник написал его портрет, запечатлев скрываемую позирующим поэтом горечь, что прославило его среди столичной знати.  Портрет показали королю, и тот немедленно захотел позировать Веласкесу. Монарх, который и сам брал уроки живописи, по достоинству оценил талант мастера и обещал ему тоже, что Александр Македонский Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».


 Конечно же, сразу появились завистники, обвинявшие Веласкеса  в неумении рисовать что-то кроме «головы». Еще раз доказать свое мастерство Веласкесу удалось в соревновании с другими художниками Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди; победителю предоставлялось  право нарисовать картину в Большом главном зале Королевского дворца в Мадриде на тему изгнания мавров из Испании. Эскиз Веласкеса занял первое место; картина украшала дворец до пожара 1734г. С той поры Веласкес стал придворным художником; теперь в его обязанности входило написание портретов королевской семьи и украшение покоев. Работая при дворе, художник создал также удивительную серию портретов шутов и карликов. Герои картин не выглядят униженными, все лишения они переносят со стойкостью и честью, главной чертой настоящего испанца.


1629г. и 1640-х годах по совету Рубенса, Веласкес посетил Италию, где работал с пейзажами и познакомился с творчеством итальянских художников, что, несомненно, отразилось на его стиле, ставшем более свободным, и колорите, отныне менее темном. Кроме того, неофициальной задачей Веласкеса было установление дипломатических контактов. В Ватикане художника благосклонно принял папа римский Иннокентий X и заказал свой портрет. Получив картину, точно отражающую неоднозначный характер папы – хитрость, жестокость, вместе с тем ум и решительность, папа воскликнул «Слишком правдиво!» и наградил художника золотой цепью и папской медалью.


Диего Веласкес


Портрет Иннокентия X открывает поздний этап творчества Веласкеса, когда он написал и ряд великолепных детских портретов, хранящих всю непосредственность и свежесть впечатлений от живой натуры, преображенной игрой светотени. Самая загадочная работа этого периода «Менины» (1656г.) По сей день искусствоведы спорят, что хотел изобразить мастер: групповой портрет королевского двора или себя. «Это не картина, а сама жизнь»,— писал о «Менинах» французский писатель Теофиль Готье. «Менины» апофеоз творчество Веласкеса, оказавшие огромное влияние на развитие бытового жанра в живописи, как и «Пряхи» (1657г.). Последняя являет собой аллегорию на испанскую монархию и одновременно с тем аллюзию на сразу три античных мифа (о мойрах, Арахне и похищение Европы). 


Диего Веласкес "Венера с зеркалом"


Игра с античными сюжетами свойственна многим работам Веласкеса, например «Венере с зеркалом», на которой богиня изображена земной женщиной, чья красота не столь идеальна, как требовали каноны того времени. Такое ироничное изображение богини подчеркивает восхищение художника человеком, его земной красотой и достоинством.  

Незадолго до смерти  художник выполнял еще одну дипломатическую миссию: подготавливал декорации для свадьбы Людовика XIV и писал портрет невесты.  Несмотря на преклонный возраст, Веласкес привез портрет инфанты в Версаль сам, но, вернувшись на родину, скончался от лихорадки.

 

Диего Веласкес был похоронен  в церкви Иоанна Крестителя в Мадриде, но во время наполеоновских войн могилы были разрушены.



Рита Бережная


 

Рекомендуем

Орест Кипренский - «любимец моды легкокрылой»
Катрин Денев: неукротимая и строптивая
Февраль в ГПИБ
Неуемный характер Питера Финча на сцене и в жизни
FollowTheFabrika
Данте Алигьери и русская литература
67-й Берлинский кинофестиваль. Berlinale Special Gala
M2M Russian Open: everybody loves golf!
Одеваться как принцесса: эволюция стиля Кейт Миддлтон
Марк Шагал: «Если бы я не был евреем, я не был бы художником или был бы совсем другим художником…»