Партнеры Живи добром

Марсель Дюшан: «Я не верю в искусство, я верю в художников»


Марсель Дюшан имел все шансы стать порядочным французским художником. Вместо этого он стал серым кардиналом искусства ХХ века, сокрушителем «хорошего художественного вкуса» и творческого акта художника. Дюшана называют художником, хотя он практически не писал картин, а вот его идеи оставили неизгладимый след и обеспечили место в «зале славы современного искусства».


Марсель Дюшан


Марсель Дюшан родился 28 июля 1887 года. Он был хорошим, умным мальчиком из приличной французской семьи. А к 14 годам, помимо точных наук, Дюшан заинтересовался рисованием. В его семье уже было много художников: дедушка, трое братьев и сестра – поэтому интерес был вполне закономерен. В 17 лет Марсель переехал в Париж, поселился на богемном Монмартре и погрузился в бушующую атмосферу столицы. Традиционный для Франции конца 19 века импрессионизм завладел парнем. Марсель изучал технику Сезанна и Матисса, подражал им в своих работах. Он даже попытался обучаться рисованию профессионально, поступил в Академию Жюлиана, что не приносило удовлетворения, а, скорее всего, нагоняло тоску. Дюшан быстро отошел от классики и присоединился к самому модному и прогрессивному на то время направлению – кубизму. В группе Пюто, объединение художников кубистов, Марсель Дюшан пробыл недолго. Уже тогда его еще несмелое новаторство и индивидуальность казались неприемлемыми и непонятными. Пютисты занимались вычислением математических основ искусства, выводили теории кубизма и идеальные пропорции изображения – все это не устраивало Дюшана, для него имела значение душа и мысль художника, а не то, что он создает. Подобное отношение к искусству будет главенствовать в 60-х и далее, в постмодернизме, а во времена молодости Дюшана – это был вздор скандалиста, беспрецедентный выпад художника. Марсель Дюшан ворвался со своими идеями в арт-среду Парижа, публика аплодировала выпадам, но вряд ли понимала их. 


Творчество Марселя Дюшана было близко и кубистам, и футуристам, и сюрреалистам, но он никогда не был внутри какого-либо из направлений. Дюшан демонстративно бунтовал против сложившихся канонов и правил искусства. Перед Первой Мировой войной Марсель Дюшан погрузился в авангардистский поиск новых форм искусства. Дюшан подверг критике основы искусства, шедевры мировой живописи и в конце концов низверг столп искусства-творческий акт художника. Марсель Дюшан первым заявил, что художник не обязан создавать нечто новое, закладывая в нем изображение реальности, а может пользоваться уже готовыми вещами, ведь в художнике главное – мысль. Начиная с 1913 года, Дюшан брал обычные, бытовые предметы и ставил на них свою подпись, что превращало обыденность в арт-объект нового поколения. Марсель Дюшан играл со зрителем, показывая ему конвейерный предмет в качестве произведения искусства. Зрители наблюдали за велосипедным колесом, сушилкой для бутылок, мельницей для шоколада и искали скрытые смыслы. Дюшан не выставлял их на выставках, не делал личные выставки, все делалось «в стол», что тоже являлось по сути протестом. Подобный метод стал практически основным у попистов 60-х. А в 10-х годах 20 века Дюшан уже бросил в лицо обществу заявление, что искусство умерло, мол смотрите на сушилку и думайте или не думайте вовсе. Дюшан одновременно убивал искусство и возрождал его.  Новаторство Марселя Дюшана в том, что он не побоялся сказать традиционному искусству, что оно существует эфемерно и оторвано от реальности. 


Марсель Дюшан


Марсель Дюшан переехал в США на время войны. Там он показал свое самое известное и провокационное творение. В 1917 году Дюшан создал «Фонтан», сложно применить понятие «создал», ведь он купил писсуар в обычном магазине, перевернул его, поставил подпись и дал название. Это было начало реди мейд, который позже проник абсолютно во все направления современного искусства. «Фонтан» мог демонстрироваться на выставке Общества независимых художников, но организаторы в последний момент струсили и не допустили работу к показу. На этом подлинный «Фонтан» исчез, Дюшан то ли потерял, то ли выкинул, ведь писсуаров тысячи. Подлинник сфотографировали в студии знаменитого Альфреда Стиглица и опубликовали в журнале. Фотография возбудила и художников, и зрителей. Сколько же было споров! А Марсель Дюшан всего-то посмеялся над искусством и авангардом как таковым. В 50-х, когда интерес к реди мейд возрос, а почитание Марселя Дюшана было повсеместным, он создал несколько копий «Фонтана», которые хранятся в частных коллекциях и в музеях. Появление перевернутого писсуара считается важнейшей вехой искусства, а в 2004 году «Фонтан» был признан величайшим произведением ХХ века.

 

После окончания войны Марсель Дюшан вернулся во Францию и покусился на святейшую «Джоконду» Леонардо да Винчи. В 1918-19 гг. Дюшан пририсовал усики и бородку Моне Лизе, назвал произведение «L.H.O.O.Q.» (примерно переводится так: «У нее жар между ягодицами»). Свою Джоконду художник назвал более современной и доступной для обсуждения. В это время Дюшан нашел-таки направление, которое пришлось по вкусу – дадаизм. Подобные издевательские шутки, как усики Джоконды, идеально подходили беспечным дадаистам. Шутил над Моной Лизой он вплоть до 1964, последнюю назвал «Бритая Мона Лиза».


Дружба с дадаистами раскрывала потенциал и характер Марселя Дюшана. В 20-х годах Дюшан создал Ррозу Селяви, женское альтер-эго художника. Рроза подписывала работы, фотографировалась в качестве модели. К концу 20-х Дюшан постепенно отходил от живописи, все больше экспериментировал с фотографией и кинематографом. В 1923 году Марсель Дюшан порвал связь с художественной культурой. Дюшан не хотел принимать коммерциализацию искусства. С этого момента он посвящал себя шахматам, любимому с детства делу. Иногда участвовал в ретроспективах сюрреализма или дадаизма, но ничего яркого он больше не представлял на суд публики. 


Марсель Дюшан


О лично жизни Марселя Дюшана известно немного. В1927 году Марсель Дюшан вступил в брак с Лидией Левассор, но развелся и остался в одиночестве на долгие годы. В 1954 году Дюшан женился на Алексин Саттлер, она ушла ради него от Пьера Матисса. 


Марсель Дюшан жил последние годы на два города: Нью-Йорк и Париж. Принял американское гражданство, в Америке его боготворили и признавали в нем создателя концептуального искусства. Умер Дюшан на 82 году жизни в Париже, похоронен в фамильном склепе, а эпитафию он сочинил еще при жизни: «Ну, наконец-то! А то всегда умирают другие».



Елена Наборовская



 

Рекомендуем

Не потерять себя в эмиграции: спектакль «Свой дом - красный дом» или «дорога домой»
Современный классик мировой литературы. Харуки Мураками
Новая эра иZбитых тем ("Новая эра Z" реж. Колм МакКарти)
Кино. Премьера. «В сердце моря»
Кино. Личность. Владимир Хотиненко
ТОП-10 влиятельных людей в мире моды
Флешмоб «Держи пять!» в честь 5-летия фонда «Галчонок»
Максим Горький: главный глашатай кровавого террора
Sting & Shaggy - «44/876»
Выставка «Искусство силуэта «Театр теней» К. Севастьянова»