Партнеры Живи добром

Семён Щедрин. Поэт пригородов Петербурга


270 лет назад на свет появился родоначальник русской пейзажной живописи — Семён Фёдорович Щедрин. Будущий художник родился в солдатской семье и принадлежал к третьему сословию. Однако, живопись стала не только для Щедрина, но и для всей его семьи абсолютно новой страницей в жизни, дав возможность вписать свои имена в мировую историю изобразительного искусства. 


Семён Щедрин


Семён Щедрин родился в 1945 году в Петербурге. Про детство Щедрина почти ничего неизвестно и его история начинается с поступления в Санкт-Петербургскую Академию Художеств в 1959 году. Тогда юному Семёну было 14 лет, но для студентов академии он был уже достаточно взрослым — некоторым ученикам только-только стукнуло 5-6 лет. Стоит отметить, что Щедрин был одним из первых выпускников Академии. Она была основана в 1757 году императрицей Елизаветой Петровной и развивалась вместе со своими студентами. Основным классом являлась историческая картина. Попросту говоря — портрет. Но далеко не все ученики «обладали вольным контуром фигур», то есть им не удавалось рисовать людей. Таким учеником был и Семён Щедрин. Начинал он с гравюры, затем был переведен в класс орнаментальной, то есть декоративной, скульптуры. И лишь на последних годах обучения он попал в класс общей живописи по направлению «ландшафтное художество». Академию юноша закончил в 1767 году с Малой золотой медалью, которую получил за картину «Вид поля с протекающим по нём источником». Золотая медаль давала выпускнику разные привилегии, в том числе и возможность обучения за рубежом в пансионе.

 

Академия ввела такую практику — зарубежный пансион — уже с первым же своим выпуском. Директором Академии был Иван Иванович Шувалов, который обладал огромным количеством связей. Благодаря Шувалову студенты имели возможность знакомиться с европейским искусством напрямую — преподавали живопись французы, а академическая коллекция часто пополнялась европейскими картинами и гравюрами.


Так, окончив Академию с медалью, Щедрин отправился в Париж на два года. Там он и его товарищи находится под покровительством Дени Дидро. Писатель помогал юным пенсионерам, опекая их и определяя к тем или иным художникам. Семён попадает под крыло Франчески Казановы (придворного художника Людовика XV, а так же брата известного авантюриста) и становится прилежным учеником. Казанова известен не только своими портретами, но и многочисленными военными сценами и пейзажами. 


Большой пруд в Царско-Сельском парке


Под его влиянием молодой Щедрин часто писал на открытом воздухе, желая изобразить всю красоту и чистоту окружающей его действительности. По правилам пансионата все ученики должны были присылать отчетные работы в Академию. Щедрин помимо своих картин присылал и полотна Казановы, которые до сих пор висят в Эрмитаже. 


После Парижа, в 1769 году, Щедрин и другие пенсионеры отправляются в Италию. Тому было две причины. Первая — Италия является центром классического искусства. Вторая — бунт французских студентов. Юные художники были так недовольны итогами отчетной выставки, что это привело к силовому противостоянию. У студентов, в том числе и российских, были отобраны шпаги, что глубоко оскорбило многих из них.


Шпаги давались юношам по окончании, а так же присуждалось дворянское звание.


В Италии Щедрин живет следующие семь лет. Сначала как пенсионер, затем уже самостоятельно. Здесь он проникается идеями классицизма и античности, что в дальнейшем сильно отразится на его творчестве. В 1776 году он возвращается на родину. В Петербурге Щедрин начинает заниматься академической деятельностью все в той же императорской Академии Художеств на факультете ландшафтного художества.


Вид Каменного острова и дворца в СП


Параллельно с преподаванием Семён Щедрин являлся и придворным живописцем. По найденным документам известно, что первые работы художника Екатерину совершенно не впечатлили. Но, обладавшая нюхом на таланты, императрица дала художнику время на совершенствование своего мастерства и не ошиблась. Через несколько лет из-под его кисти выходят неописуемые и удивительные полотна с видами Павловска, Гатчины и Царского села. Благодаря своим работам Щедрин получает прозвище «Поэт пригородов Петербурга».


Пик творчества художника приходится на 90-е годы 18-ого столетия. Он прославился как живописец павловской эпохи и часто писал картины специально, по заказу императора, для Михайловского дворца в Петербурге. На его картинах современники могли увидеть не туманные далекие просторы солнечной Италии или Франции, а знакомые и родные парки и рощи, дворцы, деревни и водоемы. Художник показывал действительность, при этом искусно декорируя ее. Алексей Фёдоров-Давыдов, советский искусствовед, назвал Щедрина художником-декоратором. По его словам «Щедрин всегда работал пятнами, как любой декоративист». Он так продумывал композицию своих картин и панно, что зритель мог видеть все то же, что видел бы и гуляющий по парку человек — сначала в глаза бросаются одни детали, затем мы обращаем внимание на другие моменты и так далее. 


Композиция большинства пейзажей основывалась на академическом классицизме — на переднем плане, как занавес, изображались ветвистые темные деревья; далее, в центре полотна, художник помещал архитектурные сооружения; и уже на третьем плане он рисовал голубые, как правило неглубокие, дали.  


Вид на Гатчинский дворец с Серебряного озера


С начала 1780-х годов Семён Фёдорович работает в реставрационном отделе Эрмитажа, восстанавливая старые произведения искусства. 


Так же в 1779 году Щедрин получает звание академика, а в середине 80-х годов он становится уже советником Академии и начинает преподавать в новом классе пейзажной живописи. Спустя еще два года Семён Фёдорович был назначен инспектором художественных классов. В конце 90-х годов Щедрин становится адъюнкт-ректором Академии и ему предлагают место директора, от которого он отказывается. С 1799 года он организовал гравировально-ландшафтный класс, где сам же и преподавал. 


Преподавал Щедрин до конца своей жизни. Он прославился как педагог, с которым невозможно сравнить ни одного русского пейзажиста. Он воспитал целую плеяду художников-пейзажистов, среди которых как его современники Фёдор Матвеев и Фёдор Алексеев, так и Андрей Мартынов и племянник Щедрина — Сильвестр Щедрин. Семён Фёдорович был известен как властный человек, при этом потрясающий педагог, который держал Академию под своим полным контролем.


Умер Семён Фёдорович Щедрин 13 сентября 1804 года и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.


Многие искусствоведы и современники Щедрина сравнивали его картины с европейскими художниками и, конечно, на их фоне Щедрин может показаться любителем. Но он привнес в пейзаж основополагающие композиционные приемы, на которые будут опираться все последующие поколения русских пейзажистов и создавать все более совершенные полотна.



Ирина Гюне



 

Рекомендуем

Денис Фонвизин. Автор высмеивает, читатель смеётся
Страшно счастливые («Убийство священного оленя» реж. Йоргос Лантимос)
Культурное наследие Армении. Минас Аветисян
Права актёров… Авторство или нищета?
Этьен Фальконе. Медный всадник и все-все-все
N.LEGENDA представит коллекцию ISSUE 9 "HURRICANE RIOT" на 35 сезоне MBFW Russia
Жорж Сёра: Гренадёр, нотариус и новатор
Кино. Классика. "Мечтатели"
Мюзикл «Золушка» раскроет главные секреты постановки
«Playboy»: игры не для мальчиков