Партнеры Живи добром

Эволюция смеха. Николай Гоголь

                                                      

Гоголь был личностью загадочной, даже таинственной. Он являл собой классический тип сатирика, обличителя пороков человека, государственного строя. Вместе с тем, он был глубоко верующим человеком, мыслителем, публицистом, даже автором молитв.

Глубокую духовную жизни, богобоязненную религиозность, которая к концу жизни приобрела нелепые, гипертрофированные формы, Гоголь впитал мальчиком от матери. С детства он ходил в церковь, но испытывал скуку, отвращение к запаху ладана, пока однажды мать не подвела его к картине…  На ней – рай и ад. Роспись настолько поразила ребенка, что он попросил рассказать мать о Страшном суде.

гоголь.jpg

Потом всю жизнь он нес это в себе – боязнь божественного возмездия на том свете. Тонкая душевная организация возводила в абсолют стремление к нравственной чистоте во имя спасение.

Могучую дремлющую силу таланта будущего писателя бередили таинственный мир народной демонологии. Это будило воображение гениального писателя.

Одна из самых мистических работ писателя - первое произведение (не считая поэму «Ганс Кюхельгартен», напечатанную под псевдонимом) «Вечера на хуторе близ Диканьки». Колоритные сцены сельской жизни здесь тесно переплетены с фантастическими мотивами. Носители зла являются ведьма, черт…  Потусторонние персонажи показаны в бытовом ключе. Они существуют среди обычных селян. Гоголь ставит фантастических героев в двусмысленные положения, высвечивая в них через бытовой смех человеческие черты.

гоголь2.jpg

Произведение проникнуто живительным смехом. Гоголь проникает в самую суть народной жизни, показывает ее характер, особенности. Это произведение – сокровищница народной жизни. Это очень непринужденное, захватывающее чтение, где есть и легкая сатира, и очищающий смех. Здесь Гоголь еще в начале пути. Романтическими, вольнолюбивыми настроениями проникнута книга.

Одной из любимейших тем Гоголя, пожалуй, следует назвать тему маленького человека. Начатая Пушкиным в «Станционном смотрителе», подхватывается и развивается в творчестве Николая Васильевича. Тема маленького человека начинает звучать уже в сборнике «Миргород». В произведениях показана мелочность и пошлость жизни людей, ничтожность их мыслей. Измельченные души рисует автор.

Отчетливо прозвучала тема маленького человека в произведении «Ревизор». «Ревизор» - сатира в чистом виде. Это произведение оказало влияние на всю последующую литературу и драматургию. «Ревизора» можно назвать энциклопедией русской жизни. Все те вопросы, которые автор поставил в свое время в комедии, актуальны и сейчас. По сути, вокруг нас ничего не изменилось. Острие сатиры оказалось так остро, что пьеса в свое время была официально запрещена.

гоголь3.jpg

 В комедии положительный герой – это смех. Смех, не здоровый, очищающий, как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», а едкий, злой и даже горький. Ведь это смех над уродствами жизни. Смех скорее злобный, раскатистый, но не заливистый.

В «Ревизоре» появляется новая тема – тема Петербурга. Петербург Гоголя – страшный, заколдованный, фантасмагоричный город. Город, где существуют силы зла и проделывают с людьми низших чинов немыслимые ужасы: развращают, губят их, издеваются. Вспомнить только Акакия Акакиевича Башмачкина из «Шинели», бедного титулярного советника из Петербурга. Его ничтожество, бесправность, одиночество, его несостоятельность, неспособность противостоять обстоятельствам вызывают острую жалость.

Гротесковый финал в конце возносит чувство жалости на небывалую высоту. Так, с помощью гротеска Гоголь старается противостоять, увы, в неравной схватке темным силам этого страшного города… 

Конечно, этот город, вспомним «Невский проспект», интересен не столько днем, когда все спешат по делам или прогуливаются, а вечером, когда все вокруг приобретает странный, фантасмагоричный оттенок, и с обычного шага прохожий переходи на быстрый.

12.jpg

Есть ли смех в самом главном произведении Николая Васильевича, в «Мертвых душах»? Пожалуй, да. Но смех через силу. Как будто уже когда-то писатель громко посмеялся, а потом наступило опустошение…  Он силится смеяться дальше. Но получается злобно, трагично. Тяжелый, низкий смех. «Мертвые души» - поэма о страшной утрате всего человеческого.

Работа над романом шла семнадцать лет. Произведение задумывалось в сатирическом ключе. Однако, потом творец поднял планку на небывалую высоту. Гоголь решил создать произведение, которое излечит. Решил показать в трех частях, как низкие люди, показанные в первом томе, задумываются о своем бытие во второй и очищаются в третьей. Структура «мертвых душ» многими исследователями отождествлялась с «Божественной комедией» Данте.

В сохранившейся первой части Гоголь показывает духовное разложение крепостнического общества, его нравственное обнищание. Произведение – удивительная галерея типичный образов настоящих «мертвых душ»: Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Чичиков, Ноздрев.. 

А на вопрос: «Куда несется, как быстрая тройка, Русь? – Гоголь, видимо, не нашел ответа. Но, как истинный творец, завещал его нам в своих произведениях.

На момент работы над «Мертвыми душами» Гоголь был уже внутренне издерган.

В юном возрасте был запущен им самим некий внутренний разрушающий механизм, который и привел к ранней смерти. Постоянные перенапряжения, мысленная и духовная работа довели Гоголя до того, что у него уже в молодом возрасте стали появляться странности.

гогголь4.jpg

Он любил совершать путешествия по дому. Монотонные прогулки погруженного в размышления писателя прерывались странным действием – через каждые 10 минут он выпивал по стакану воды, которую графинами расставлял по дому. Он работал над произведениями стоя. Спал сидя, потому что боялся, что его могут похоронить заживо.

О его неряшливости ходили легенды. Был чрезвычайно маниакально настроен в отношении здоровья. Под конец жизни психоз перерос в настоящую душевную болезнь, которая по некоторым версиям и привела гения к смертному одру в 42 года.

Его смерть некоторые исследователи называют медленным самоубийством. Он настолько себя переутомил умственно, что деятельность всего организма была сокрушена. Неправильный обмен веществ как последствие нервного перенапряжения мозга и всего организма усугубляла еще голодовка. За несколько дней до смерти он причастился и вообще перестал есть. Старался спать как можно меньше.

Отрекшись от литературной деятельности, Гоголь приобщился к литературе исключительно духовного содержания. От осознания тупика почувствовал тотальное разочарование, отчуждение от мира. И возможность умереть представлялась для него единственно возможной.

гоголь5.jpg

Через несколько дней он умер. Забрав навсегда с собой в могилу тайну – о чем же он думал, когда молча жег второй «Мертвых душ» незадолго перед смертью в припадке последнего затянувшегося психоза?

Смерть великого писателя, как и его творчество, окутано мистицизмом. Исследователи выдвигают множество версий его смерти. Среди версий есть различные легенды. Некоторые по истине устрашающие. Одна из них заключается в том, что когда производилась эксгумация тела писателя для перезахоронения останков в 19З1 году, после вскрытия гроба присутствующие пришли в некоторое недоумение…  По одной из версий, череп был повернут в бок, а по другой, черепа в гробу не оказалось. При начале вскрытия могилы на небольшой глубине нашли череп, который по исследованию ученых принадлежал молодому человеку.

По мнению исследователя Воропаева, который не придерживается какой-либо точки зрения насчет смерти писателя, кончина Гоголя есть «закономерным итогом духовной эволюции писателя».


Татьяна Чижикова 

 


 

Рекомендуем

Фильм недели. Классика. «Бешеные псы» К. Тарантино
Государственная публичная историческая библиотека России
Новый альбом Florence and the Machine «High as Hope»
Похороны Цоя («Цой», реж. Алексей Учитель)
Комикс удался («Майор Гром: Чумной Доктор», реж. Олег Трофим)
Монстры на острове («Конг: Остров черепа», реж. Джордан Вогт-Робертс)
Повелитель приключений. Эдгар Райс Берроуз
Утопия как образ жизни. Александр Герцен
23 августа в саду “Эрмитаж” состоялся второй уникальный семейный благотворительный инклюзивный фестиваль «Галафест»
Зиновий Корогодский – символ целой театральной эпохи