Партнеры Живи добром

BLICK'16: "По ту сторону Босфора" реж. Фатих Акин

3 ноября откроется кинофестиваль Гёте-Института «BLICK’16. Музыка в кино» в Центре документального кино. В программу вошла картина немецкого режиссера турецкого происхождения Фатиха Акина "По ту сторону Босфора". О фильме и о турецкой музыке рассказывает журналист Анастасия Лаукканен, которая живет и работает в Стамбуле :


Музыка. Музыка окутывает Турцию, насквозь пронизывает Стамбул. Музыка важна для турок, как никакое другое искусство. Она объединяет сотни осколков, из которого соткано турецкое общество, и заставляет каждого покачиваться в такт. К музыке здесь относятся с безграничным уважением. Свои музыкальные группы есть во всех больших компаниях в городе, никто не ругается на соседа-кларнетиста, а на пешеходных улицах в Стамбуле музыканты играют через каждые сто метров.

За несколько лет, что я живу в Стамбуле, я только начала разбираться в стихийном смешении стилей и направлений, из которых состоит здесь каждый день. Музыка сюда приходит со всех четырех морей и многих границ. С Греции и ее островов, от румынских цыган, с Черного моря и его соседей, со Средиземноморья. И, конечно, мощное течение из близких арабских стран.


«По ту сторону Босфора»


По-прежнему, самой загадочной для меня остается традиционная фольклорная музыка. Ни в одной стране я не слышала, чтобы она была так жива в современном городе, чтобы ее играли в барах, на застольях, на постоянных концертах. «Тюркю» и «Арабеск» - их два главных направления. Подростки тут слушают арабеск, который заставляет их вскакивать на ноги, потому что это почти роковое переложение арабских и оттоманских песен, а взрослые грустят под длинные песни тюркю и «тюрк санатмюзии», с ее протяжными кларнетами и пронзительными нотами саза.

Классическая музыка здесь – это музыка султанских дворцов и гаремов, музыка танца живота. Классическая музыка в европейском понимании тоже есть, хотя турки любят вести бесконечные дебаты, о том, как запад повлиял на турецкую классическую музыку, и, главное, как турецкая повлияла на западную.

Мы не будем останавливаться на религиозной музыке, с ее суфийскими и алевийскими влияниями. Запомним на будущее путешествие, что есть и специальная музыка для вечеров с ракы – турецкой водкой. А перейдем сразу к самому интересному - турецкой популярной музыке. Нет, это не про турецкий поп, хотя он, конечно, существует, во главе с небезызвестным Тарканом. Нет, давайте нырнем в море турецкого хип-хопа, турецкого транса, анатолийского рока, исламистского анашида, курдского андеграуда, метала, хип-хопа и поп-рока. И лучше всего это делать вместе с культовым фильмом немецко-турецкого режиссера Фатиха Акина «По ту сторону Босфора».


«По ту сторону Босфора»


В 2005 году Фатих Акин и Александр Хаке, музыкант немецкой группы «Einstürzende Neubauten» собрали мобильную звукозаписывающую студию и отправились в музыкальное путешествие по Стамбулу и близлежащим городам. Получился живой и интригующий портрет по всем меркам сумасшедшего города. Это прекрасный гид для совсем начинающих постигать турецкую музыку, но также и для тех, кто уже что-то знает о легендарных Сезен Аксу и Эркине Корае. Фильм завлек в Стамбул множество людей и, может быть, будет толчком и для вас.

Начнем с Баба Зула, самой известной психоделической группы Турции, которых еще называют «наши любимые альтернативщики». Их яркие странные костюмы легко запомнить. Они сочетают традиционные турецкие ритмы, электронику и рэгги. Они первые начали экспериментировать с электро-сазом. На мировую сцену Баба Зула вышли как раз благодаря фильму «По ту сторону Босфора», где звучат сразу две песни -энергичный "Tavus Havas?" и лиричный "Cecom".



Орхан Генжебай – турецкая легенда, в народе его с любовью зовут Орхан Баба (отец). Музыкант, композитор, певец, продюсер, еще он снимался в кино. Свою знаменитую песню «Hatasiz Kul Olmaz» - «Без ошибок не бывает человека» - он как раз спел в фильме, после чего нация выучила ее наизусть, а Таркан записал очень неплохой кавер.



Идем дальше. Orient Expressions – этно-электронная группа. Они так удачно сочетают народную и электронную музыку, что их особенно преданные поклонники говорят, что это стало новым символом Востока. Песня Istanbul 1:26 A.M определила звучание группы в 2003 году. Если вам нравится, смело ищите альбом.



Время турецкого рока. Группа Duman – Дым – существует с 1999 года, и ее карьера напоминает американские горки, - множество взлетов и не меньше разочаровывающих падений. Тем не менее, в Турции нет того, кто не знал бы этих суровых “дымных» мужчин, которые, конечно, же, часто использовали элементы народной музыки в своих рок-альбомах. Песня, которая появляется в фильме, так и называется «Istanbul»



Второй после саза любимый турецкий музыкальный инструмент – кларнет. Кларнет любят непрекословно, и только здесь я слышала, как кларнет может творить настоящие чудеса. В турецкой музыкальной традиции между нотами есть не одна полунота, а целых девять. И именно в переливах кларнета это слышно лучше всего.

Селим Сеслер – виртуоз кларнета цыганского происхождения. Он умер всего два года назад, а до этого прожил головокружительную жизнь, начиная с игры на деревенских свадьбах и заканчивая выработкой собственного, мгновенно узнаваемого стиля и богатейшего репертуара. В клипе с песней из фильма Селим сидит слева от певицы.


 

Это всего лишь пять песен из более чем двадцати представленных в фильме. «По ту сторону Босфора» покажут в на большом экране 6 ноября в Центре документального кино в рамках кинофестиваля Гёте-Института «BLICK'16. Mузыка в кино». Расписание можно посмотреть на сайте https://www.goethe.de/blick16

Анастасия Лаукканен



 

Рекомендуем

БСО им. П. И. Чайковского выступит в Смоленске
ПРЕМЬЕРА А. П. Чехов «Три сестры» в БДТ
Изобретатель Луи Жан Люмьер
Концерт Тегеранского симфонического оркестра
О. Генри, он же Уильям Сидни Портер
Альфред Лоренс. Первые фотографии из коллекции РОСФОТО
Приветы из Епифани
XII Московский международный фестиваль моноспектаклей SOLO объявил афишу
Пол Маккартни «Egypt Station»
Вупи Голдберг. Истинный цветок подмостков и экрана