Партнеры Живи добром

Фантастический футбол («Стрельцов», реж. Илья Учитель)


«Стрельцов». Источник: «Централ Партнершип»


Эдуард Стрельцов (Александр Петров) жил с мамой (Надежда Маркина), играл в футбольной команде завода «Фрезер» и забивал такие голы, что местным до его уровня оставалось только расти и расти. Молодого спортсмена заметил тренер (Виталий Хаев) столичного клуба «Торпедо» и пригласил в команду. Дальше события в жизни Эдика развивались с головокружительной скоростью. В середине 1950-х его имя было на слуху – он быстро стал звездой советского футбола. Невероятно техничный на поле в жизни Стрельцов не был образцом для подражания: алкоголь рекой, вечеринки до упаду, безответственное отношение к тренировкам – будни одного из лучших спортсменов СССР. Такое поведение незамеченным не осталось. Следить за перевоспитанием товарища назначили Аллу Деменко (Стася Милославская). Она отвечала за подготовку Стрельцова к экзамену в ВЛКСМ. Отличница и обаятельный хулиган были словно созданы друг для друга, но счастье оказалось недолгим. Футболиста обвинили в изнасиловании и приговорили к 12 годам.

Реального Эдуарда Стрельцова отправили в тюрьму в 1958 году, через пять лет он вышел по УДО. До сих пор не ясно, было ли изнасилование или дело сфабриковали. Спортсмен не отличался покладистым характером и успел нажить недоброжелателей, среди которых люди из партийной верхушки. Обвинение быстро обросло слухами и домыслами, показания потерпевшей стороны менялись. Впрочем, создатели ленты «Стрельцов» за документальной точностью не гнались и не превратили фильм в расследование. Они свободно обращаются с датами, спортсмен в исполнении Александра Петрова копирует голы других небезызвестных футболистов, сценарист Константин Челидзе прописал любовную линию на радость поклонников мелодрам.


«Стрельцов». Источник: «Централ Партнершип»


Фильм Ильи Учителя не способен заменить биографическую заметку, перед нами фантазия о том, как могла бы сложиться жизнь знаменитого человека. Блистательная карьера гениального спортсмена оборвалась на пике: после выхода из колонии Стрельцову не удалось подняться на ту вершину, с которой он упал. Мириться со сложившимися много лет назад обстоятельствами кино о прославленном футболисте не собирается и создает свою вселенную, где дается еще один шанс загубленным мечтам и разрушенной карьере.

Отказ от реконструкции сделал «Стрельцова» уязвимым и открытым для обсуждений, ведь фильм идет вразрез с ожиданиями и бесстрашно перекраивает историю. Жизнь футболиста предоставляет материал для создания психологического триллера, тюремной драмы или истории о молодом спортсмене, теряющем на дне стакана светлое будущее. Бегло пробегаешься глазами по паре-тройке статей о Стрельцове в интернете и уже видишь изматывающую душу ленту об одаренном парне из провинции, чье поведение вызывает столько же вопросов, сколько и дело, что на него завели. Но на экране не выворачивающая тебя наизнанку картина о рано погасшей звезде, а развлекательное кино, практически ромком с энергичными вставками изощрённых футбольных голов под ритмичную музыку.

Несмотря на позитивный настрой и возрастное ограничение 6+, главный герой «Стрельцова» – персонаж неоднозначный: его и жалко, и досадно от того, что он сам роет себе могилу и силы воли ему не всегда хватает, иногда и вовсе хочется отвернуться от юного оболтуса, не понимающего то, как ему повезло в столь молодом возрасте так высоко подняться. У Петрова неплохо получается играть и глупого пьяницу, и фанатеющего от своей крутизны на поле футболиста.



Елена Громова



 

Рекомендуем

Аукцион «Искусство ради жизни»
О чем говорят пришельцы ("Прибытие" реж. Дэни Вильнёв)
Измена как предчувствие («Верность» реж. Нигина Сайфуллаева)
История костюма, или одежда как символ эпохи
Геометрия Казимира Малевича
Семен Гудзенко. Поэт из «далекой провинции Войны»
Исполнительница недели. ZAZ
FollowTheFabrika. Шестой этап
Кризисные углы современности ("Квадрат" реж. Рубен Эстлунд)
Что? Где? Когда? - Концерты. Июнь