Партнеры Живи добром

Работник года по версии RIFF ‘18-19 (Фильм «Стажер» реж. Валерио Аттаназио)


Русско-итальянский кинофестиваль RIFF продолжается еще одной социальной комедией: вслед за «Миллионером» спешим видеть «Стажера»! Ситуация, однако, остается прежней – все те же контрасты кабинетов из красного дерева и ветхих лачужек на окраине. 


Фильм «Стажер» реж. Валерио Аттаназио


Основу сюжета составляет до боли знакомая ситуация: выпускник юридического факультета пытается устроиться на первую в жизни работу без связей, в то время как племянники, кузены и друзья влиятельных людей получают тепленькое местечко за то, что просто существуют. Антонио ждет результаты экзамена на звание адвоката (в Италии с этим еще сложнее, чем у нас, оказывается), а пока зарабатывает свою копеечку в качестве стажера у профессора из своего университета. Итальянское название фильма передает ситуацию идеально: Il Tuttofare значит «сделаю все». Вот Антонио и работает одновременно за ассистента, секретаря, курьера, повара – и за три сотни евро в месяц. Да еще и без трудового договора. Но все может поменяться, если оказать боссу небольшую услугу, заключив фиктивный брак с его любовницей. 


Фильм «Стажер» реж. Валерио Аттаназио


То ли в итальянском обществе такое разительное расслоение, то ли нашему зрителю также близка эта проблема, на которую режиссер Валерио Аттаназио обращает наше особое внимание, но контраст условий жизни профессора – в роскошном офисе и доме в центре Рима – и Антонио, который делит с отцом лачужку в чистом поле и тратит пару часов на дорогу до работы, делает роскошное неприличным, а скромное – вопиющим. И, конечно, уже все меньше удивляет безнаказанность богачей, которая спотыкается разве что при уклонении от уплаты налогов.

Так что комедия не слишком радостная, но смешная, в духе неореализма, поскольку социальная проблематика не дает окончательно оторваться от национального киноколорита. Как всегда радуют живые эмоции актеров, яркая экспрессия в жестах и интонациях и, конечно, по-итальянски откровенная, забористая ирония. 


Фильм «Стажер» реж. Валерио Аттаназио


Но важнее все же вопросы морали и нравственности, а точнее – выбора, от судьбоносного до каждодневного. Принесет ли тяжелый труд достойный результат – и какой результат вообще можно считать достойным? Есть ли такие цели, которые оправдывают средства, и есть ли у средств предел? Вот и получается, что в поисках непыльного места Антонио занимается грязной работой, а в качестве блюстителя закона защищает бандитов (которые, естественно, щедро оплачивают работу адвокатов награбленным и украденным).

Развязка на жизнерадостной ноте, в которой Антонио начинает новую жизнь, все же вселяет некую надежду и исполнена в духе доброго артхауса о маленьком человеке. В одной лодке, каждый со своими проблемами, спасаются от несчастий этого мира люди, которые не имеют ни одной причины быть вместе, но все же не могут, да и не хотят расстаться.

Яна Ларина


 

Рекомендуем

Приветы из Епифани
Остались только перья («Щегол» реж. Джон Краули)
Российская национальная библиотека
Сергей Довлатов «Рассказчик за тысячи миль»
Нереальное кино. Короткий метр на кинофестивале "Сталкер"
Георгий Граубин. Жизнь замечательных детей
Сердце Мадрида. Открытие музея Прадо
Уже не мальчики, еще не мужчины («Хандра», реж. Алексей Камынин)
Потребляю – значит, существую. О дивный Новый мир
XV Международный Фестиваль «Кремль Музыкальный имени Николая Петрова» под руководством Дмитрия Когана