Партнеры Живи добром

Тайна и Соблазн: о последнем фильме Стэнли Кубрика


 

"С широко закрытыми глазами". Источник: "ИНОЕКИНО"

 

C 19 декабря впервые на российских экранах знаменитая картина 1999 года «С широко закрытыми глазами» – последний фильм великого и ужасного Стэнли Кубрика с Томом Крузом и Николь Кидман в главных ролях. К его выходу в повторный прокат пробуем понять, в чём загадка этого так и непонятого киновысказывания, и размышляем над тем, как оно смотрится и звучит 20 лет спустя.

 

История Создания


"С широко закрытыми глазами". Источник: "ИНОЕКИНО"

 

Вокруг последнего фильма Стэнли Кубрика, как и вокруг него самого, очень много мифов и слухов. Известно, что права на экранизацию «Новеллы снов» (1926) австрийца Артура Шницлера Кубрик приобрёл ещё в конце 1960-х, и планировал заняться постановкой фильма по ней сразу после «Космической одиссеи». Однако всё вышло иначе; «С широко закрытыми глазами» оказался его последней работой в кино, и многими был воспринят как завещание. Принято считать, что финальную версию монтажа картины он сдал студии за несколько дней до своей внезапной смерти. Хотя в случае с Кубриком, кажется, ни в чём нельзя быть уверенным наверняка. Режиссёр, известный своим невероятным перфекционизмом, легко мог проработать над картиной ещё несколько лет, шлифуя звук и изображение. Поэтому есть версия, что на самом деле он не успел закончить работу над фильмом, и его доделывали Стивен Спилберг и Сидни Поллак, исполнивший одну из ролей.

 

Сон / Явь

"С широко закрытыми глазами". Источник: "ИНОЕКИНО"

 

Скрытый лейтмотив новеллы Шницлера – влияние подсознания на окружающую действительность. Написанная под прямым влиянием идей Фрейда, она в полной мере отражает представление о внешнем мире как о проекции снов, подавленных желаний, внутренних страхов и комплексов. Ощущение сновидческой, иллюзорной атмосферы Кубрик со своим оператором Ларри Смитом мастерски создает с помощью максимально неестественного освещения, используя в большинстве сцен контраст тёплого жёлтого и ледяной синевы и снимая большую часть фильма с использованием искусственных источников света. Интересно, что и рождественский Нью-Йорк, где происходит действие, Кубрик снимал в лондонской студии, а в сценах с проходом героя Тома Круза по ночным улицам использовал старинную технологию фоновой рир-проекции. Разрушив таким образом границы реального и усилив зрительское впечатление резкими и нервными ударами закадровых клавиш, Кубрик добился той странной степени двойственности, когда в кадре очень трудно отличить сон от яви, а ночной кошмар наутро легко может оказаться реальностью. Сценарий с большим количеством сюжетных лакун и недосказанностей сознательно не даёт ответов на возникающие при просмотре вопросы и последовательно забирает у зрителя надежду на объяснение происходящего. Многие сюжетные линии заканчиваются ничем. Также как логику и смысл увиденного сна, значение фильма сложно объяснить словами – обычные категории рационального восприятия здесь не работают.

 

Эрос / Танатос


"С широко закрытыми глазами". Источник: "ИНОЕКИНО"

 

Уже в названии картины скрыто противоречие: когда мы спим, наши глаза закрыты, и в то же время распахнуты в черноту какого-то неведомого мира. Сон Кубрик трактует как смерть, как некое переходное пространство по ту сторону жизни. Но ещё и как место освобождения от всех ограничений и правил скучного размеренного существования. В ключевой сцене оргии, которая происходит в таинственном загородном поместье, зритель вместе с героем проваливается в какую-то зловещую архаическую древность, где участники коллективного действа переживают акты совокупления как религиозный экстаз. Почти порнографическая откровенность в этой и других сценах фильма становится для Кубрика необходимым инструментом манипулирования зрительскими эмоциями в диапазоне от отвращения до восхищения.

Как известно, любовь и смерть всегда идут рядом. И, несмотря на зыбкость и расплывчатость атмосферы фильма, метафоричное противопоставление одного и другого в нём выражено предельно конкретно. По сути, весь сюжет последовательно иллюстрирует эту идею; каждый шаг Билла Харфорда в его ночных блужданиях по городу сопровождается сексуальным искушением или смертельной угрозой, а иногда и тем, и другим. Каждый персонаж, встреченный слабым и бесхарактерным главным героем (дочь умершего пациента, зараженная СПИДом проститутка, хозяин магазина с его малолетней дочерью, неизвестная в маске и тд.) становится для него своеобразной проверкой на прочность. Важно здесь и то, что по профессии Билл – доктор. То есть тот, кто часто видит чужую боль и смерть, и чей рабочий материал – человеческое тело. По роду своей профессии он ещё и наблюдатель, который должен стараться быть объективным и не вмешиваться в частную жизнь своих пациентов. Поэтому нетрудно понять, почему ни в одном из своих пугающих ночных приключений Билл не в состоянии перейти границы дозволенного, которые сам же себе и установил. Но всевидящая судьба заставит доктора в буквальном смысле слова сменить маску и подчиниться другим правилам игры.

 

Мужское / Женское

"С широко закрытыми глазами". Источник: "ИНОЕКИНО"

 

Известно, что у Кубрика было несколько идей насчёт того, как можно экранизировать «Новеллу снов». Отказавшись от неожиданной мысли превратить произведение Шницлера в комедию со Стивом Мартином в главной роли, он в итоге пришёл к жанру эротического триллера пополам с мелодрамой. И фильм, который часто называют «самым личным в фильмографии Стэнли Кубрика» стал во многом походить на исследование кризисного брака и отношений мужчины и женщины вообще. На роли супругов Билла и Элис Харфорд Кубрик взял двух главных суперзвезд тогдашнего Голливуда, Николь Кидман и Тома Круза. И заставил их играть архетипические образы самих себя, этим ещё больше смешав экранный вымысел с реальностью. Съёмки в итоге растянулись на полтора года, и всё это время внимание публики подогревалось слухами, которые доходили с засекреченной съёмочной площадки. А маниакальная режиссёрская дотошность при работе с актёрами, видимо, сыграла не последнюю роль в том, что брак Кидман и Круза вскоре распался.

Можно сказать, что вообще вся эта картина построена на крайностях и противоречиях. Эклектичный выбор музыки от старомодной классики до минимализма и заводных поп-хитов совершенно сбивает с толку. Кубрик и его сценарист Фредерик Рафаэль легко переносят персонажей новеллы из Вены эпохи fin de siècle в современный Манхэттен, смещают акценты и меняют их имена (у Шницлера героев звали Альбертина и Фридолин). От этих изменений точность в передаче идей первоисточника никуда не уходит. И это лишний раз доказывает, что в вопросах желания, секса и противостояния полов, человеческая природа остаётся неизменной. По Кубрику, любые отношения, так или иначе, основаны на лжи и взаимных компромиссах; за красивым фасадом брака кроется настоящая бездна. И всё, на чём он держится – это хрупкая система психологических сдержек и противовесов, которая в любой момент может рухнуть.

 

Провал / Шедевр


"С широко закрытыми глазами". Источник: "ИНОЕКИНО"


Реакция публики и критиков на фильм в год его выхода была смешанной, если не сказать негативной. Новый фильм Стэнли Кубрика, вышедший через двенадцать лет после предыдущего, не оправдал ожиданий. Одни называли картину «претенциозной порнухой», другие говорили о «старческой» режиссуре. И очень немногие критики поставили её в один ряд с классическими режиссёрскими работами Кубрика 1960-х – 1980-х. Сейчас репутация фильма заметно выросла, но не то чтобы его безоговорочно считают шедевром. Нужно думать, причина столь разного восприятия «С широко закрытыми глазами» лежит в самой природе этого странного зрелища, ускользающего от однозначных оценок, и в то же время словно ждущего того, чтобы ему вынесли приговор. Всё чувственно-телесное здесь показано с такой дистанции холодного интеллектуального отстранения, что выглядит механически безжизненным (сильнее всего это ощущается в сцене оргии, поставленной как некий обезличенный ритуал). Каждая деталь словно кричит с экрана о том, чтобы на неё обратили внимание, и что она несёт в себе дополнительный смысл. Удивительно, в своём последнем фильме Кубрик сознательно использует самые прямолинейные приёмы, всё кажется безумно нарочным и искусственным, всего чересчур – и при этом создаётся ощущение абсолютной неопределенности. Именно поэтому кого-то эта картина может по-настоящему впечатлить, а кого-то – привести в ярость. Потому что «С широко закрытыми глазами» – это такой фильм, в котором каждый может увидеть то, что захочет.



DailyСulture.ru благодарит компанию «ИНОЕКИНО» за помощь в подготовке материала.


Иван Цуркан



 

Рекомендуем

Про рок в своем отечестве. Документальный мюзикл Евгения Григорьева
Джаз. История жанра
Политехнический музей
Итоги FollowTheFabrika этап II.I
Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств»
Непристойный Пьетро Аретино
23 февраля. Мужские подарки
Кино. Премьера. "Да здравствует Цезарь!"
Пять граней Гранина
Флешмоб «Держи пять!» в честь 5-летия фонда «Галчонок»